Slider

Методическая копилка

Программно-проектная деятельность

С именем Толстого. ЦРБ им. Л. Н. Толстого
Путешествие во времени. Библиотека им. Т. Г. Шевченко
Профессионал. Библиотека им. Н. Г. Гарина-Михайловского
Я в информационном пространстве. Библиотека им. И. М. Лаврова
Природа твоя и моя. Библиотека им. М. М. Пришвина

День информации «Библиотека – территория творчества». Материалы к планированию работы на 2021 год

Обзор литературы «Жизнь как подвиг»

Обзор литературы «Жизнь как подвиг» /текст/

Обзор литературы «Путь к выбору профессии»

Библиоурок «Книга моего настроения»

Список литературы «Победа ковалась в тылу»

Список литературы «Покоритель космоса»

Список литературы «Знакомство с миром профессий»

Список литературы «Библиотека – территория творчества»

Список литературы «Библиотека – школе»

Рабочая программа «Вдумчивое чтение»: материал из журнала «Школьная библиотека»

Календарь знаменательных и памятных дат на 2021 год Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького

Повышение квалификации

Деловая игра к аттестации

Краеведческие материалы

Календарь знаменательных дат Октябрьского района.
Библиотека им. Н. Г. Гарина-Михайловского
2016
2017
2018
Библиотека им. Т. Г. Шевченко
2019
2020
2021

Улицы Октябрьского района. Информационный бюллетень

История библиотеки им. Л. Н. Толстого

100 лет с именем Толстого - презентация

Слайд 1. МБУК «ЦБС Октябрьского района»
ЦРБ им. Л.Н.Толстого
НОВОСИБИРСК 2010
Слайд 2.

Слайд 3. Судьба нашей библиотеки всегда была тесно связана с судьбой Новосибирска и его жителей.

Слайд 4. Своим открытием она обязана Григорию Моисеевичу Будагову, Статскому Советнику, Инженеру Путей Сообщения, который руководил строительством моста через Обь.

Слайд 5. После отъезда Будагова его соратники, инженеры-путейцы В. А. Линк, Николай Михайлович Тихомиров и др. поддерживали существование библиотеки, курировали ее работу. Библиотека была единственным очагом культуры и содержалась на средства от спектаклей и пожертвований.

Слайд 6. В 1898 году в центральном, самом популярном российском журнале «Нива» появился очерк «Ново-Николаевский посёлок»,
* написанный учителем будаговской школы – Аполлоном Егоровичем Трубиным. В очерке указано, что

Слайд 7. «осенью 1894 г. по инициативе одного из местных инженеров, Г. М. Будагова и при его помощи, на средства местных коммерсантов была выстроена народная читальня, с приспособлением для любительских спектаклей, а в январе 1895 г. открыты народные чтения и школа, содержавшиеся вначале на средства г. Будагова;
* потом составился кружок любителей сценического искусства, который и поддерживал школу и читальню средствами, получавшимися от спектаклей. Этот кружок заслужил горячую признательность жителей поселка: благодаря ему интеллигентная часть населения имела возможность от времени до времени получать разумное и приятное развлечение,
* а для простого народа существовала читальня с прекрасными туманными картинами и бесплатная школа для детей. В этой школе сначала обучалось до 40 детей, но в 1896/97 учебном году их было уже до 150 человек», и все ученики были читателями библиотеки.

Слайд 8. Мы располагаем воспоминаниями первой школьной учительницы, Стефаниды Павловны Козловой, в которых она пишет: «Моего мужа, Николая Васильевича Козлова и меня пригласил на работу в поселок инженер-строитель Григорий Моисеевич Будагов. Это был замечательный неугомонный человек, любивший свою специальность, много внимания уделявший и культурно-просветительной работе среди рабочих.

Слайд 9. Мы, молодые учителя, не только учили детей грамоте, но вели культурно-просветительную работу: проводили совместные чтения, сопровождая их «туманными картинами», организовали хор, драматический кружок. Ставили пьесы Островского, Гоголя и даже некоторые оперы. Наши спектакли шли при хороших декорациях, их обычно рисовали инженеры и техники, строители моста и железной дороги. Все наши постановки пользовались большим успехом.

Слайд 10. Библиотека устраивала громкие читки книг, газет и журналов, тогда ведь почти поголовно рабочие были неграмотные, а библиотека привлекала их ежедневно по нескольку десятков, иногда даже до сотни. Школа и библиотека противостояли пьянству, разгулу, дракам и прочему. Школа и библиотека пользовались огромным авторитетом».

Слайд 11. В газете «Вечерний Новосибирск» от 16 июля 1965 г. было опубликовано письмо старейшего жителя и читателя библиотеки Степана Павловича Грушина, приехавшего в Ново-Николаевск в 1894 г. (в то время был поставлен 1 пролет через Обь). Степан Павлович вспоминает, «что в одном из деревянных домов на берегу, где сейчас пристань Октябрьская, была открыта для общего пользования библиотека. Степан Павлович помнит, как его встретил в библиотеке мужчина в форме учителя, усадил, стал расспрашивать, чем он интересуется, что читает». С тех пор он являлся постоянным читателем библиотеки им. Толстого.

Слайд 12. На протяжении многих лет сотрудники библиотеки собирали сведения о ней, формировали альбом. Но, конечно, нам хотелось узнать как можно больше и подробнее о первоначальном этапе нашей истории.

Слайд 13. Когда мы прочитали в книге Леонида Михайловича Горюшкина «Новосибирск в историческом прошлом» информацию о нашей библиотеке, то обратили внимание на многочисленные ссылки, указывающиеся на фонды Архива Новосибирской области.
* В книге Горюшкина, в частности, упоминалось об открытии школы и библиотеки, а также то, что после 1 августа 1897 г. школа была передана в ведение Алтайского округа, а все документы были переданы в архив Алтайского края.
* Эти же сведения встретились и в «Справочнике по городу Ново-Николаевску» под редакцией В. И. Смирнова.

Слайд 14. На протяжении многих лет мы тесно сотрудничали с Иваном Федоровичем Цыплаковым, кандидатом исторических наук,
* автором «Краткой исторической энциклопедии Новосибирска» и многих других публикаций об истории города.
* Этот человек обладал феноменальной памятью, редкими документами и воспоминаниями старожилов города.

Слайд 15. Будучи почетным гостем на презентации выставки «Листая старый альбом», он сказал: «Знаменательно, что в 2004 году в Октябрьском районе будет 2 юбилея – 110 лет – Будаговской библиотеке и 100 лет первенцу индустрии города – заводу «Труд».

Слайд 16. Эти события являют собой единство духовного и материального начала развивающегося города». Получив совет Ивана Федоровича о необходимости поработать с архивами, мы начали поиски.

Слайд 17. В марте 2003 года мы приступили к работе в архивах с целью – найти документы, освещающие историю библиотеки. Поиск официальных документов дореволюционного периода осложнялся тем, что архивный фонд этого периода был разделен между Новосибирском, Томском и Барнаулом.
* В процессе поиска в фондах Госархива Новосибирской области мы подняли и добросовестно просмотрели множество документов, выписали немало интересного о первоначальной истории нашего города и библиотеки.

Из сведений, добытых в архиве, мы узнали, что:

Слайд 18. Первая Закаменская школа располагалась в поселке Кривощековский, с 1895 года – Александровский, с 3 декабря 1895 года – пос. Новониколаевский.
[ГАТО, ф.3, оп. 3, д. 681, л. 74]

Слайд 19. Мы нашли копию Рапорта Томского окружного исправника в Томское губернское Управление о наличии земель, домов, населения, школ и больниц в поселке Ново-Николаевском.
В донесении от 24 мая 1897 года в в п.6 указано:
В поселке Ново-Николаевском имеется молитвенный дом и ныне заложенная каменная церковь, две школы, одна из них содержится на средства инженера Будагова, а другая от железнодорожного управления…».
[ГАТО, ф. 3., оп.3, д.3708, лл.52-53].

Слайд 20. Мы получили информацию о том, что архив попечителя Западно-Сибирского учебного округа находится в Томске и многие ценные сведения о нашей истории нужно искать там.
Мы отправили письмо-запрос директору архива Томской области Большаковой Анне Владимировне: есть ли в Томском архиве официальные документы о будаговской библиотеке и школе при ней.
* Но, к сожалению, мы получили официальный ответ, что никаких сведений по нашему запросу найдено не было.

Слайд 21. С аналогичной просьбой мы обращались и в Центр хранения архивного фонда Алтайского края.
* Нам сообщили, что сведениями о будаговской библиотеке и школе архив не располагает.

Слайд 22. Несмотря на отрицательные ответы, наш сотрудник, Людмила Андреевна Игнатова, провела тщательное разыскание в государственном архиве Томской области.
Сложность заключалась в том, что хотя школа и библиотека сосуществовали вместе, но принадлежали они к разным ведомствам, и архивные документы о них находились в разных местах.
Пришлось смотреть документы Губернского управления и документы Общества попечения о народном образовании, документы Жандармского управления. Всего было пересмотрено более 2 тыс. листов.

Слайд 23. В этом массиве встретились подлинные жемчужины – документы, составленные и подписанные самим Г. М. Будаговым: прошения, ходатайства, докладные записки и пр.

Слайд 24. Удалось обнаружить уведомления, постановления и разрешения попечителя Западно-Сибирского учебного округа Флоренского Василия Марковича.

Слайд 25. Поражает обширная переписка Будагова с губернским Управлением по вопросам организации народных чтений. Григорий Моисеевич испрашивает разрешения позволить чтения, предлагает свои кандидатуры на роль чтецов, а губернское Управление диктует список разрешенных изданий, причем рекомендовалась литература духовно-нравственного содержания, книги по медицине и сельскому хозяйству, производился тщательный отбор художественной литературы.

Слайд 26. Интересно было ознакомиться со «Списком запрещенных к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях книг».
* В этом списке есть и произведения Л. Н. Толстого, например, «Крейцерова соната», «Три старца», статьи о религии, рассказы. Во время чтений в библиотеках и читальнях было обязательным присутствие священника.

Слайд 27. Сохранилась переписка Г. М. Будагова по поводу школы, которая первое время существовала при библиотеке. В архивном документе указано, что школа «помещается бесплатно в здании народной читальни на средства, собранные по подписке». Это еще одно доказательство, что школа помещалась в здании читальни, возникшей ранее школы.
Слайд 28. С особым трепетом мы можем видеть на документах, относящихся к библиотеке, подпись Г. М. Будагова и восхищаемся его организаторскими способностями, широтой его интересов, стремлением просвещать людей. Он не только сумел обеспечить успех масштабной стройки, но и беспокоился о положении рабочих, их быте и досуге. «Неугомонный человек», — говорили о нём современники.

Слайд 29. Все эти годы библиотека не прекращала своей деятельности, с каждым годом её посещало все больше читателей. С 1906 г. ответственность за ее существование взяло на себя Общество попечения о народном образовании. По инициативе Общества через газету «Обская жизнь» было объявлено о сборе пожертвований в пользу библиотеки. На просьбу охотно откликнулись горожане, особенно Закаменского района. Было собрано около 200 книг и некоторая сумма денег.

Слайд 30. Для размещения библиотеки общество арендовало дом купца Маштакова «для проведения в нём бесплатных воскресных народных чтений и распространения полезных знаний». Книжный фонд библиотеки насчитывал уже более одной тысячи экземпляров.

Слайд 31. В 1910 году в связи с кончиной Л. Н. Толстого было принято решение о присвоении Закаменской библиотеке имени великого русского писателя.
* Общество попечения о народном образовании приобрело для библиотеки полное собрание сочинений Толстого, а также его портрет, постановив систематически проводить воскресные чтения произведений русских классиков.

Слайд 32. Чтобы популяризировать творчество Л. Н. Толстого и почтить его память, в библиотеке проводились народные Толстовские чтения, которые официально возглавило Общество попечения о народном образовании.
* Руководство и помощь в их проведении осуществляли социал-демократы писатель В. М. Бахметьев, первый новониколаевский врач М. П. Востоков, супруги Козловы и др. На одном из таких чтений присутствовало около 700 человек. Никогда еще подобных многолюдных собраний в Новониколаевске не было.

Слайд 33. В 1913 году в связи с прекращением деятельности «Общества взаимопомощи торговых служащих» в библиотеку был передан его книжный фонд, и она стала самой большой в городе. Во главе библиотеки стоял социал-демократ И. Карнаухов, бывший приказчик из магазина Д. Ф. Маштакова.

Слайд 34. Однако в 1917 г. Общество попечения о народном образовании допустило передачу единственной народной библиотеки в Закаменском районе в Центральную часть, чем усугубило положение с книгопользованием в этой обездоленной окраине. Дальнейшая судьба библиотеки решалась так:
* учитель по профессии, а в будущем – директор 1-й советской школы — Адриан Васильевич Веденяпин, член Общества попечения, узнав о ликвидации библиотеки, приобрёл у одного купца за муку часть библиотечного фонда и разместил его в доме Ермошкина по ул. Будаговской, 64, на втором этаже, заказал вывеску.
* Библиотеке было восстановлено имя Л. Н. Толстого, а сам А. В. Веденяпин стал первым библиотекарем восстановленной библиотеки.

Слайд 35. После Октябрьской революции библиотека, как и вся страна, переживала нелегкие времена. Она страдала от разграблений, восстанавливалась, 15 раз меняла свои адреса, пока не переехала на ул. Восход, 26, где располагается по сей день.

Слайд 36. Торжественно было отмечено 50-летие со дня ухода из жизни Л.Н.Толстого. Активно проводились массовые мероприятия: литературно-художественные вечера, лекции и библиографические обзоры, посвященные творчеству писателя.

Слайд 37. В эти дни в дар библиотеке были переданы ценные раритеты. Фотографию Л. Н. Толстого 1892 года с его автографом подарила директор Новосибирского клуба им. М. Калинина А. А. Афанасьева (вдова Г. Павлова). Ранее фото принадлежало известному ленинградскому литературоведу, заведующему кафедрой литературы библиотечного института Л. Р. Когану. Эвакуировавшись в годы войны из Ленинграда в Новосибирск, Лев Рудольфович подружился с литератором Георгием Павловым, которому в 1943 г. подарил этот портрет.
Вторую фотографию 1908 года библиотеке подарил пенсионер Н.Васильев.

Слайд 38. В 60-е годы библиотека им. Л. Н. Толстого являлась Городской опорной библиотекой и с особой ответственностью выполняла свою работу, была центром проведения массовых мероприятий городского уровня.

Слайд 39. С 1978 года библиотека им. Толстого являлась филиалом № 1 Централизованной библиотечной системы им. В. Белинского.

Слайд 40. Все это время библиотека продолжала свою деятельность, участвовала в конкурсах, была очень популярной в городе. Она добивается высоких показателей за лучшую постановку библиотечного обслуживания населения, получает диплом и звание «Библиотека отличной работы», и неоднократно награждается грамотами и призами.

Слайд 41. 1 декабря 1998 г. была создана ЦБС им. Толстого, директором которой стала Новикова Н. Н. М е д л е н н о !

Слайд 42. Центральная районная библиотека Октябрьского района выходит на новый уровень работы: внедряются информационные технологии, ведется работа по инновационным проектам, открываются новые структурные подразделения.

Хочется сделать особый акцент на масштабных мероприятиях последних лет, посвященных жизни и творчеству Л. Н. Толстого.

Слайд 43. Например, к 180-летию со дня рождения Толстого были проведены Толстовские чтения, программа которых включала такие мероприятия, как презентация книжной выставки «Толстой – это целый мир», литературно-музыкальный вечер «Звучащий мир Толстого» (с участием преподавателей и студентов Новосибирской государственной филармонии и ведущего программы «Радио Слово» Е. В. Суховерхова), литературно-музыкальный альманах «Вокруг Толстого». Завершились Чтения встречей-диалогом «Л. Н. Толстой – писатель, философ, гуманист».
Толстовские чтения освещались в программе «История и современность» в цикле радиопередач «Великий Гуманист».

Слайд 44. К 100-летию со дня смерти Л. Н. Толстого был проведен марафон «Великий пилигрим». Марафон проводился с 1 сентября по 30 октября 2010 г. В рамках марафона состоялись следующие мероприятия:

Слайд 45. — презентация энциклопедии «Лев Николаевич Толстой», демонстрация документального фильма «Загадка стальной комнаты»;

Слайд 46. — демонстрация слайд-программы «Л. Н. Толстой – педагог»,
М е д л е н н о !

Слайд 47. — презентация «Многоликий мир иллюстраций: Л. Н. Толстой и художники-иллюстраторы его произведений»,

Слайд 48. — обзор DVD-дисков, посвященных жизни и деятельности Л. Н. Толстого («С отцом и без отца»: Татьяна Сухотина-Толстая; «С. А. Толстая: семейный фотоальбом» (из цикла «Документальная история» с Виталием Ремизовым»); «Война и мир» (из цикла «Библейский сюжет» и др.).
* В завершение марафона прошло мероприятие «Подвиг ухода» с демонстрацией документального фильма «Полустанок».

Слайд 49. Эстафету марафона «Великий пилигрим» хорошо поддержали наши филиалы. В библиотеке им. Б. Богаткова состоялась презентация электронной книжной выставки «Сказанное слово остаётся».

Слайд 50. В библиотеке им. Т. Шевченко прошла выставка «Ступени великого восхождения».
В библиотеке им. Н. Г. Гарина-Михайловского была проведена беседа «Счастливая невозвратимая пора» (по книге Л. Н. Толстого «Детство»).

Слайд 51. Книжная выставка «Великий мир великого Толстого» действовала в библиотеке им. А. Матросова.

Слайд 52. Литературный час «Народная мудрость в пересказе Льва Толстого» состоялся в библиотеке им. М. Пришвина.
Все проведенные мероприятия получили широкий общественный резонанс и положительные отклики.

Слайд 53. Приветственную телеграмму прислал архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, в которой он написал: «Уважаемая Наталья Николаевна! Сердечно поздравляю Вас и Ваших сотрудников с памятной датой – столетием со дня кончины великого писателя Льва Николаевича Толстого, имя которого носит Ваша библиотека. Желаю Вам доброго здоровья, помощь Божия да сопутствует Вам в Ваших делах и начинаниях. Молимся за Вас и Ваших сотрудников».
Мы также получили поздравления от культурных и общественных учреждений города, Комитета по культуре и библиотек города.

Слайд 54. Начало культурной жизни города, нашей библиотеке положили инженеры-петербуржцы из культурной столицы России. Их усилия, луч духовности, культуры и просвещения, который они зажгли в Новониколаевске, не погас, он только окреп и изменился в соответствии с требованиями времени.

Слайд 55. Если в Будаговской библиотеке показывали «туманные картинки», то сейчас в распоряжении читателей – замечательная коллекция медиатеки с фильмами и познавательными программами на любой вкус.
* Если в Будаговской библиотеке ставили любительские спектакли, то сейчас в стенах библиотеки выступают прославленные коллективы консерватории, филармонии, театра Музыкальной комедии, театра «Старый Дом».

Слайд 56. На смену скромным изданиям пришли роскошные книги, раритеты.

Слайд 57. Времена меняются и многое меняется в нашей жизни, но неизменными остаются славные традиции и тот особенный дух Будаговской библиотеки, которыми можно только гордиться.

Слайд 58. Как первая библиотека Ново-Николаевска была культурным центром будущего города, так и наша библиотека им. Л. Н. Толстого, продолжая свою историю, является центром информации, культуры и просвещения для всех, кто приходит в нее.

Слайд 59. Мы уверены, что вековая история библиотеки, которая с гордостью носит имя Л. Н. Толстого, будет продолжена и в дальнейшем. И мы, пропагандируя творчество Л. Н. Толстого, которое никогда не устареет и всегда будет востребовано нашими читателями, постараемся с достоинством нести его имя, и верим в то, что эту почетную миссию будут выполнять и последующие поколения работников нашей библиотеки.

Слайд 60. Список
Слайд 61. литературы

Список книг, статей и архивных материалов
по истории библиотеки им. Л. Н. Толстого.

1. Васильева О. Первые школы нашего города: Из истории образования Ново-Николаевска- Новосибирска //Новосибирская школа. – Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская Горница», 2008. – С.18 – 33.

2. Войтик П. Жил инженер Будагов…//Вечерний Новосибирск. – 1967. – 4 авг. – С.45-65.

3. Войтик П. У истоков просвещения //Веч. Новосибирск. – 1978. – 11 мая.

4. Горюшкин Л. М., Бочанова Г. А. Так начинался Новосибирск. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное изд-во, 1983. – 176 с.: ил.

5. Горюшкин Л. М. и др. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX – начало XX вв.) /Л. М. Горюшкин, Г. А. Бочанова, Л. Н. Цепляев; отв. ред. акад. А. П. Окладников. – Новосибирск: СО «Наука», 1978. – 296 с.

6. Дмитриев П. Старейшая в городе //Сов. Сибирь. – 1978. – 9 сент.

7. Зоркий М. С. С именем Будагова: [О переписке Г. М. Будагова с Попечителем учебного округа по поводу установления экзаменов для учеников его школы] //Вечерний Новосибирск. – 1983. – 15 июля.

8. Козлова З. Имени Льва Николаевича //Сов. Сибирь. – 1960. – 20 ноября. – С.3.

9. Корнева М. Традиции остаются в строю //Молодость Сибири. – 1962. – 10 января. – С.2.

10. Кропочкин А. Здесь встречаются друзья: [Из истории первой библиотеки Новониколаевска] // Вечерний Новосибирск. – 1965. – 16 июля. – С. 4.

11. Новикова Н. Пятнадцать раз меняла свой адрес //Сов. Сибирь. – 2003. – 27 мая.

12. Полвека назад: К 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого: [о присвоении Закаменской библиотеке имени Л. Н. Толстого]//Сов. Сибирь. – 1960. — № 16.

13. Справочник по городу Ново-Николаевску: к 100-летию города /Ред. В. И. Смирнова. – 3-е изд. – Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992.- 231 с.

14. Усольцева Л. Народная летопись: о библиотеке им. Л. Н. Толстого //Сов. Сибирь. – 1963. – 5 мая. – С.3.

15. Цыплаков И. Ф. Корона сибирской столицы: Хроника исторического центра г. Новосибирска. – Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница», 2002. – 366 с.

16. В томском архиве нашли новониколаевские новости! //Вечерний Новосибирск. – 2010. – 9 октября. – С. 6.

Статьи из дореволюционных изданий.

1. Бантов Г. Б. Отношение Сибири к смерти Толстого //Сибирский вопрос. – 1911. — № 5-6. – С.45-65.

2. Сообщение о присвоении библиотеке имени Л. Н. Толстого с передачей ей полного собрания сочинений и портрета писателя //Обская жизнь. – 1910. – 15 ноября.

3. Сообщение об организации Толстовских чтений Новониколаевским обществом народного образования // Обский вестник. – 1910. – 10 ноября.

4. Трубин А. Е. Ново-Николаевский поселок: Очерк //Нива: Иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни. – 1898. — № 31.
Архивные материалы.

1. Докладная записка Г. М. Будагова от 26 янв. 1896 г. об организации народных чтений в народной читальне (со списком разрешенной литературы и лиц на роль чтецов) //[ГАТО, ф.3., оп.2, д.3395, л. 36].

2. Докладная записка за 1895 год о состоянии школы, открытой при народной читальне //[ГАТО, ф.126., оп.1, д.987, л.2].

3. Копия рапорта Томского окружного исправника в Томское губернское Управление о школе, содержащейся на средства инженера Будагова (п.6) от 24.05.1897 //[ГАТО, ф.3., оп.3, д.3708, лл.52-53].

4. Прошение Г. М. Будагова от 12.11.1896 г. к Попечителю Западно-Сибирского учебного округа об утверждении списка книг для народных чтений //[ГАТО, ф.126., оп.1, д.904, л.107].

5. Разрешение Попечителя Западно-Сибирского учебного округа от 20.04. 1895 г. об открытии библиотеки дешевых изданий // [ГАТО, ф.126, оп. 1, д.882, л.2]

6. Сообщение Г. М. Будагова от 15.02.1896 г. Попечителю Западно-Сибирского учебного округа о бесплатной школе для обучения детей железнодорожных служащих //[ГАТО, ф.126., оп.1, д.987], [ГАТО, ф.126, оп.1, д.987, л.1].

7. Сообщение о первой Закаменской школе // [ГАТО, ф.3, оп. 3, д.681, л.74]

8. Сообщение о присвоении библиотеке, созданной Г. М. Будаговым, имени Л. Н. Толстого //[ГАНО, ф. 1813, оп. 1, д. 433, л.49]

9. Сообщение о создании школы Г. М. Будаговым // [ГАНО, ф.1613, оп. 1, д.433, л.10-11]

10. Воспоминания С. П. Козловой о будаговской школе // [ГАНО, ф.1813, д.248, л.6-7]

11. Ходатайство Попечителю Западно-Сибирского учебного округа от 19.04.1895 г. о разрешении открыть при воскресной читальне народную библиотеку // [ГАТО, ф.126, оп. 1, д.882, л.1]

[свернуть]

Брошюра С именем Толстого

Мифосибирск Игоря Маранина: практическое руководство путешественнику во времени

Газета «Краеведческий компас» Библиотека им. Н. Г. Гарина-Михайловского
Краеведческий компас № 1
Краеведческий компас № 2
Краеведческий компас № 3
Краеведческий компас № 4

Газета «Краеведческий дилижанс» Библиотека им. Т. Г. Шевченко
Краеведческий дилижанс № 1

Краеведческий портал библиотеки имени Т. Г. Шевченко

Горьковский П. А. Воспоминания военного связиста

Альманах «Подвижник просвещения», к 125-летию А. В. Веденяпина
А. В. Веденяпин. Видеодосье

«Где сибиряки — там победа!» указатель литературы

Вклад священников Новосибирской епархии Русской православной церкви в Победу в Великой Отечественной войне. Презентация

Книга + Скульптура = Искусство

Сборник-путеводитель по книжным выставкам-экспозициям из цикла «Книга + Скульптура = Искусство». Автор — главный библиограф И. Б. Фомичева
Путеводитель по выставке «Аз-бука: Откуда азбука пошла»
Путеводитель по выставке «Знакомьтесь: Алиса!»
Путеводитель по выставке «У книжки — мамин голос»
Путеводитель по выставке «Жила-была лягушка»
Путеводитель по выставке «Литературные герои»
Буклет Искусство в библиотеке

«КРЯКК вдохновляет, или Путешествие за локальными историями

Материалы декады русского языка
«Язык мой — друг мой!»

Сценарии

Л. Н. Толстой и его «Азбука». Бенефис «Азбуки», к 145-летию выхода в свет, для учащихся 2-3-х классов. ЦРБ им. Л. Н. Толстого. Презентация

Великий помощник – слово. Лестница-чудесница для учащихся 10-11-х классов. ЦРБ им. Л. Н. Толстого. Презентация

Человек необычной судьбы. Познавательный час, посвящённый В. И. Далю, для учащихся 7-8-х классов. Библиотека им. Б. А. Богаткова. Презентация

Живой язык, родное слово. Лингвистическая гостиная для учащихся 8-9-х классов. Библиотека им. Т. Г. Шевченко. Презентация

Пишем и говорим правильно. Лингвистический турнир для учащихся 6-7-х классов. Библиотека им. Н. Г. Гарина-Михайловского

Славлю тебя, русский язык! Лингвистическая игра для учащихся 5-7-х классов. Библиотека им. И. М. Лаврова. Презентация

Грамматическая дуэль. Познавательная игра для учащихся 2-3-х классов. Библиотека им. М. М. Пришвина

[свернуть]
Игра-переменка

Ливинская И. В., Матвеев А. И. Словарь региональной лексики и народных топонимов города Новосибирска. — Новосибирск : Свиньин и сыновья, 2016.

Первая переменка
Вторая переменка
Третья переменка
Четвертая переменка
Пятая переменка

[свернуть]

Материалы районного марафона «За 70 дней до Победы»

«Нам жить, и помнить, и беречь!» Сборник сценариев
«Где сибиряки — там победа!» Библиографический указатель

Центр исторического и духовного наследия «Духовная колыбель»

Свет духовности и просвещения: 10 лет Центру исторического и духовного наследия «Духовная колыбель»

Материалы конференции «Живое слово мудрости духовной»
Сборник материалов конференции
Презентация «С книгой и Богом — за Великую Победу!»
Презентация «Первая печатная книга на Руси»
Буклет «Живое слово мудрости духовной»

Брошюра «Книжные сокровища Афона»

Сценарий «Отечеству нашему пресветлый светильниче…»
Буклет «Святой воин русского православия»

Вклад священников Новосибирской епархии Русской православной церкви в Победу в Великой Отечественной войне. Презентация

Материалы к Библионочи

Библионочь-2013 «Средь шумного бала»
Библионочь-2014 «Шерлок Холмс: игра теней»
Библионочь-2015 «Я московский озорной гуляка…»
Библионочь-2016 «КиноРоман: ProЛюбовь.ru»
Библионочь-2017 «Ретро вечеринка в стиле 60-х «Оттепель»»
Библионочь-2018 «Вокруг Толстого»

Детский экологический календарь

Библиотека им. М. Пришвина

ДЭК 2012
Сборник материалов для слайд-программ по датам Детского экологического календаря:
Земля просит о помощи. Ч. 1.
Живая планета. Ч.2.

К 200-летию Отечественной войны 1812 года

Календарь к 200-летию начала войны 1812 года

In order to view this page you need Flash Player 9+ support!


Get Adobe Flash player

[свернуть]
Вспомним, братцы, россов славу!

In order to view this page you need Flash Player 9+ support!


Get Adobe Flash player

[свернуть]
Литературно-музыкальная гостиная

In order to view this page you need Flash Player 9+ support!


Get Adobe Flash player

[свернуть]

Сценарии

«Волшебники приходят к людям», к 205-летию со дня рождения Андерсена

Игровая программа для учащихся 2-4 классов

Музыка:
Тема из «Арии с тридцатью вариациями» И. С. Баха.

Слайд 1. Великий датский сказочник Ханс-Кристиан Андерсен
1805 – 1875 гг.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча будет необыкновенной. Нам предстоит совершить увлекательное путешествие в удивительную и добрую страну сказок и историй, созданную для нас великим волшебником Хансом Кристианом Андерсеном.
Слайд 2. Давно, около 150 лет тому назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл свою тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену» – и отослал на почту. И почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила её рассеянному хозяину. Потому что уже тогда весь мир знал этого необыкновенного человека.
Слайд 3. Карта Дании и г.Оденсе.
Знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в датском городе Оденсе.
Слайд 4. Виды Дании.

В цветущей Дании, где свет
увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мать песни
мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.
Х. К. Андерсен.
Дания – моя родина.
Слайд 5. Дом, где жил Андерсен.
Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете, но стараниями заботливых родителей совсем не замечал бедности. Была у Ханса Кристиана и любящая бабушка. Однажды гадалка предсказала, что ему суждено прославить свою родину. Так оно и вышло.
Слайд 6. Город Оденсе.
В детстве он любил мечтать и придумывать волшебные истории. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Ханс Кристиан так искусно переделывал услышанные рассказы, что старухи не узнавали в них свои собственные истории. Андерсен мечтал стать актером и сочинял пьесы для театра. Первое свое произведение он написал в 9 лет. Но вскоре умер его отец, и, для того, чтобы прокормить себя и мать, Андерсену пришлось устроиться на работу сначала подмастерьем у ткача, затем у портного, а после рабочим на сигаретную фабрику.
Слайд 7. Копенгаген. Королевский театр.
В 14 лет Ханс Кристиан уехал в Копенгаген, столицу Дании, чтобы поступить актером в Королевский театр. Взяли его туда лишь через год, да и то предлагали лишь второстепенные роли, а затем и совсем уволили. Хорошо, что Андерсену посчастливилось в жизни встретиться с добрыми и мудрыми людьми, которые уговорили его учиться. И вот в 17 лет юноша уселся за парту рядом с совсем маленькими детьми. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет.
Слайд 8. Сказочник за работой. Страница рукописи.
В годы учебы он писал комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Он мечтал стать знаменитым. Но путь к славе нелегок. Начинающего писателя преследовали непонимание и насмешки окружающих. И только к тридцати годам, после того как вышла в свет книга «Сказки, рассказанные для детей», Х. К. Андерсен понял, в чем его настоящее призвание – в том, чтобы быть сказочником.
Слайд 9. Еще в детстве Андерсен спросил отца, что такое сказка. Тот ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся». Свою автобиографию писатель позже назовет «Сказка моей жизни». Пожалуй, точнее не скажешь. Но не только жизнь самого писателя была сказкой. Любое существо, любой предмет или явление рассказывали ему свою историю. И он пересказывал её своим читателям.
Весь цивилизованный мир единодушно признал Андерсена первым писателем Дании. А один датский физик заметил: «Сказки сделают ваше имя бессмертным». Так оно и вышло.
Слайд 10. Датчане чтят память своего великого соотечественника. В столице Дании Копенгагене в Королевском саду стоит памятник Х. К. Андерсену.
Слайд 11. Одна из любимых героинь писателя – Русалочка – стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль…
Слайд 12. А в родном городе Оденсе в саду Андерсена, или, как его еще называют, саду Сказки, стоит памятник писателю. Вот ещё один памятник Андерсену в Оденсе.
Слайд 13. В Дании героев Х. К. Андерсена можно встретить в самых неожиданных местах…
Слайд 14. (Демонстрируются слайды памятников Х. К. Андерсену и героям его сказок.) Узнаёте этих героев?
Музыка: романс из «Маленькой ночной серенады» В. Моцарта.

Появляется Оле-Лукойе.

Оле-Лукойе: Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю я. Вечером, когда веки у вас начинают слипаться, я подкрадываюсь сзади и начинаю тихонько дуть вам в затылок, и вы засыпаете. Потом я раскрываю над вашей головой один из своих зонтиков. (Раскрывает черный зонтик). Вот этот зонт я раскрываю над нехорошими детьми, и они спят всю ночь, не видя снов. А вот этот зонтик, с картинками, я раскрываю над хорошими детьми, и тогда, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки. (Раскрывает зонтик с картинками). Вы узнали меня, ребятки? Как меня зовут? (Ребята отвечают).
Я – Оле-Лукойе,
Я – сказочный гном.
Я – Оле-Лукойе,
Всем детям знаком.
Я зонтик раскрою,
чудеса подарю
и в сказку любую
попасть помогу.
Сейчас с помощью моего волшебного зонтика мы побываем в сказках великого писателя Х. К. Андерсена. (Раскручивает цветной зонтик.)
Слайд 15. Разбитое зеркало.
Появляется Герда, она плачет.
Оле-Лукойе: Здравствуй, девочка! Кто ты и как к нам попала?
Герда продолжает плакать, не отвечает.
Оле-Лукойе: Ребята, я, кажется, знаю, кто к нам пришел. А вы?
Дети: Герда!
Герда: Да, вы правы, меня зовут Герда. Здравствуйте, ребята! Наш сказочник оставил мне на память о себе и о своих героях волшебное зеркало. Но обороте написаны пожелание для всех людей. И пока это зеркало оставалось целым, люди помнили сказки Андерсена. Но злому троллю это не нравилось. Он выбрал момент, произнес заклинание, зеркало вырвалось из моих рук и разбилось. Если я не соберу все его осколки, то сказочный мир нашего любимого писателя исчезнет. Ребята, а вы сможете мне помочь? Знакомы ли вы с его произведениями? (Ребята отвечают утвердительно.)
Но сначала давайте вспомним самые известные сказки Андерсена и его героев.
Слайд 16. Герои сказок Андерсена.
Оле-Лукойе: Теперь давайте начнем собирать осколки. Для этого нужно выполнить задания, которые на них написаны.
Слайд 17. ВИКТОРИНА.

Начинается игра – нелегкие задания.
За дело взяться вам пора и проявить старание!

«Осколок» 1.
Викторина
Для команды Оле-Лукойе:
1. Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребенок.)
2. Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный горшок? (Цветок с Дюймовочкой.)
3. В какой сказке цветы устраивали балы и танцевали? («Цветы маленькой Иды».)
4. Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была одна нога.)
5. Какой птице помогла Дюймовочка? (Ласточке.)
6. какие подарки послал бедный принц привередливой принцессе? (Розу и соловья.)
7. Сказка, название которой начинается и кончается на одну и ту же согласную букву? (Свинопас.)
8. Кому и за что пожаловал император свою золотую туфлю на шею? (Соловью за чудесное пение.)
9. Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом? (Собаки.)
10. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев? (Из крапивы.)
11. Место, где Элиза собирала крапиву. (Кладбище.)
12. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя.)
13. Героиня сказки «Снежная королева», лапландка, написала своей знакомой – финке – письмо. На чём она его написала? (На сушёной треске.)
14. В какую страну увезла Снежная королева Кая? (В Лапландию.)

Для команды Герды:
1. Кто помог Дюймовочке спастись от крота? (Ласточка.)
2. Что помогло определить в промокшей незнакомке принцессу? (Горошина.)
3. В какой сказке розы не только умели рассказывать сказки, но и помогли главной героине вспомнить, куда она шла? («Снежная королева».)
4. Чем натерла злая королева Элизу, так что она стала коричневой? (Соком грецкого ореха.)
5. Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и рассказывала сказки.)
6. Кому принадлежали прелестные новые красные башмачки, подаренные реке? (Герде.)
7. Как звали брата Герды? (Кай.)
8. Эта сказка начинается на гласную и заканчивается ею же. («Огниво».)
9. Кто так говорил « Ко-акс, ко-акс, брекке-ке-кекс»? (Сын жабы.)
10. Героиня какой сказки превращается в морскую пену? («Русалочка».)
11. В каких птиц превратились королевские сыновья (В лебедей.)
12. В какую страну прилетел купеческий сын в сундуке? (В Турцию.)
13. Какой документ потребовала крыса у стойкого оловянного солдатика, выскочив из-под мостков? (Паспорт.)
14. Чем наградил король обманщиков-портных? (Рыцарским крестом в петлице и пожаловал им звание придворных ткачей.)

«Осколок» 2.
Слайд 18. ПОРТРЕТ ГЕРОЯ.
Наш следующий конкурс называется «Портрет героя». Команды должны угадать героев по описанию:
Для команды Оле-Лукойе:
· «На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (Танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик».)
· «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (Принц-свинопас, «Свинопас».)
· «Он был очень похож на настоящего, но весь осыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами». (Соловей, «Соловей».)
· «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (Жаба. Сын жабы, «Дюймовочка».)

Для команды Герды:
· «Она была старая и страшная. Нижняя губа у нее отвисла до самой груди». (Ведьма, «Огниво».)
· «Он носил черную бархатную шубку, был очень богат и учен». (Крот, «Дюймовочка».)
· «У каждого на груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Они писали алмазными грифелями на золотых досках и отлично умели читать – и по книжке и без книжки, на память» (Братья-принцы, «Дикие лебеди».)
· «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно-белого льда и все-таки живая! Глаза её сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости». (Снежная королева, «Снежная королева».)

Обратите внимание на эту корзинку. В ней находятся вещи, которые потеряли герои сказок Андерсена. Вы должны отгадать, кому они принадлежат и из каких сказок эти предметы, чтобы мы смогли вернуть их на место.
«Осколок» 3.
Конкурс «Бюро находок»
· Скорлупка грецкого ореха (служила колыбелькой для маленькой девочки) «Дюймовочка»
· Бумажный кораблик «Стойкий оловянный солдатик»
· Длинный острый нож (его кто-то клал себе под подушку)
Маленькая разбойница, «Снежная королева»
· Большие ножницы и иголка без нитки «Новый наряд короля»
· Горошина «Принцесса на горошине»
· Зеркало «Снежная королева»
· Маленький красивый мешочек с гречневой крупой, в котором дырка, и крупа сыплется «Огниво»
· Горшочек, увешанный бубенчиками «Свинопас»
· Розы «Снежная королева»
· Калоша «Калоши счастья»
· Жаба «Дюймовочка»
· Свинья-копилка «Свинья-копилка»
· Синий клетчатый передник «Огниво»
· Бусы из жемчуга и ракушек «Русалочка»
· Зажигалка «Огниво»
· Еловая веточка «Ель»
«Осколок» 4.

Слайд 19. СКАЗОЧНАЯ МАТЕМАТИКА.

Скажите, хорошая ли у вас память на числа? Сейчас мы это и проверим. Объявляется конкурс «Сказочная математика». Попробуйте ответить на вопросы «Сколько…»:
Для команды Оле-Лукойе:
1. Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (Одиннадцать сыновей и одна дочь.)
2. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три.)
3. Сколько сестер было у Русалочки? (Пять.)
4. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять.)
5. Сколько раз пропел искусственный соловей из сказки «Соловей» одну и ту же песню? (Тридцать три раза.)
6. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (Двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина.

Для команды Герды:
1. Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья на родине в сказке «Дикие лебеди»? (Одиннадцать дней в году.)
2. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три.)
3. Во сколько лет русалочкам разрешалось выплывать на поверхность моря? (В 15 лет.)
4. Сколько историй рассказано Андерсеном в сказке «Снежная королева»? (Семь.)
5. Сколько книг написали ученые об искусственном соловье в сказке «Соловей»? (Двадцать пять книг.)
6. Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять– за котелок и сто – за трещотку. Всего – 110.)

Слайд 20. РАССЕЯННЫЙ ГНОМ.

«Осколок» 5.
Конкурс «Рассеянный гном»
У нас в библиотеке живет гном Путалка. Каждую ночь он перепутывает все сказки, любит все делать и называть наоборот. Помогите нам восстановить правильные названия сказок.
Для команды Оле-Лукойе:
· «Огненный король» («Снежная королева»)
· «Старый костюм нищего» («Новое платье короля»)
· «Метрик» («Дюймовочка»)
· «Новая домашняя свеча» («Старый уличный фонарь»)
· «Шатающаяся деревянная Барби» («Стойкий оловянный солдатик»)

Для команды Герды:
· «Оборванец на арбузе» («Принцесса на горошине»)
· «Прекрасный лебедь» («Гадкий утенок»)
· «Земляночка» («Русалочка»)
· «Тапочки горя» («Калоши счастья»)
· «Огнетушитель» («Огниво»)

Слайд 21. КРОССВОРД.

«Осколок» 6.
Кроссворд

По горизонтали:
1. Как звали сестру одиннадцати принцев-лебедей?
2. Какое волшебное средство нашёл солдат в дупле старого дерева?
3. Как звали подругу Кая? (Написан.)
4. Какие цветы любили Кай и Герда?
5. Кто отлит из старой оловянной ложки?
6. Кто смастерил злое зеркало, осколок которого попал Каю в сердце?
7. Какое слово должен был составить из льдинок Кай?
8. За кого мышь должна была выдать Дюймовочку?
9. Кто помог героине сказки улететь в далёкие страны?
По вертикали: ЗВЁЗДОЧКА – Журнал, в котором были опубликованы сказки Андерсена для детей России в 19 веке.

Оле-Лукойе и Герда складывают вместе «осколки» зеркала.

Слайд 22. Целое зеркало.
На экране из разбитого сложилось целое зеркало, на обратной стороне которого появляется надпись «Спешите делать добро». Герда просит ребят прочесть эту надпись вслух хором.

Оле-Лукойе: У нас с вами получилось интересное путешествие по сказкам Х. К. Андерсена. И я буду очень рад, если вы перечитаете книги этого замечательного сказочника. А теперь прощайте! Всегда будьте хорошими, добрыми, честными и смелыми, и я всегда буду раскрывать над вами свой цветной зонтик.
Слайд 23.
Герда: Почаще вспоминайте слова Х. К. Андерсена: «Сказки и истории скрываются в мыслях, подобно семени, которому нужен только свежий ветерок, солнечный луч, капля росы, чтобы произрасти, и они становятся цветами».
Ведущий: Сказками Андерсена уже более 150 лет зачитываются и дети, и взрослые. Маленьких читателей они увлекают ярким вымыслом, буйной фантазией, взрослых – глубокой житейской мудростью. Каждая сказка – будто сундучок с двойным дном. Мы надеемся, что, когда вы станете взрослыми и будете читать эти сказки своим детям, вам откроется их новый смысл.
Музыка: «Вальс» И. Брамса

Слайд 24. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Подведение итогов, вручение призов.

[свернуть]
Вечно живые, к Дню памяти и скорби

1 часть слайд-программы «Жизнь, ты помнишь, солдат, что погибли, тебя защищая?…»

Вед. 1: Ребята, вы знаете, что случилось 22 июня 1941 года?

Да, ребята, то, что случилось 22 июня 1941 года, в наше время называют величайшей трагедией века. Это действительно была самая большая трагедия, которую познали и пережили люди за всю свою историю. Она унесла десятки миллионов человеческих жизней. А наш народ назвал её Великой Отечественной войной. По приблизительным подсчётам в этой войне погибло более 20 миллионов граждан России. Война шла 1418 дней. Это были страшные дни лишения и горя.

Вед. 2:

В нашу дверь постучался прикладом

непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина!

В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны…

Мы проучим налётчиков наглых в жестоком бою…

Бить фашистов, не зная пощады в борьбе,

В первый день испытанья

Клянёмся, Отчизна, тебе!

Вед. 1: Это стихотворение Алексей Сурков написал 22 июня 1941 г. Война всколыхнула всю страну. Весь народ встал на её защиту. С первых дней войны военкоматы работали круглосуточно. С заявлением на фронт шли все, кто мог держать оружие в руках.

На места родителей за станок, на трактор становились их дети. На всех фронтах были сыны и дочери полка. Во всех партизанских отрядах были дети, которые ходили в разведку и приносили важные сведения о противнике.

Вся страна поднялась против фашистской орды. Ненависть переполняла сердца. Именно об этих чувствах говорят стихи военного поэта Сергея Наровчатова:

Вед. 2: Я проходил, скрипя зубами, мимо

Сожженных сёл, казнённых городов,

По горестной, по русской, по родимой,

Завещанной от дедов и отцов.

Крови своей, своим святыням верный,

Слова старинные я повторял, скорбя:

Россия, мати! Свет мой безмерный,

Которой местью мстить мне за тебя?

Вед.1: Наше поколение, к счастью, не воевало. Мы знаем войну по книгам, фильмам, а самое главное от ветеранов — очевидцев этой трагедии. Сегодня мы имеем прекрасную возможность задать вопросы нашему дорогому ветерану Николаеву Василию Захаровичу.

1. Расскажите, пожалуйста, где и как для Вас началась война?

2. В каком году Вы ушли на фронт?

3. Где Вы воевали?

4. Расскажите о самом сильном впечатлении в годы войны?

5. Где Вы встретили Победу?

Вед. 1:Ребята, сейчас мы посмотрим 2 часть слайд-программы «Жизнь, ты помнишь, солдат, что погибли, тебя защищая?…» Хочется обратить ваше внимание, что для создания этой слайд-программы использованы подлинные фронтовые фотографии)

Вед. 1: Когда жизнь висела на волоске, любые вещи не имели привычной ценности, возник необыкновенный солдатский обычай меняться не глядя: «Махнём, не глядя, как в народе говорят». Наверное, и Вы, Василий Захарович, можете подробнее рассказать нам об этом.

(рассказ ветерана)

Вед. 2: Я пишу письмо тебе из тыла,

Чтоб твоя не дрогнула рука,

Чтоб тебя на подвиг вдохновила

Этой тёплой весточки строка.

Письма, дневники, посмертные записки, найденные в гильзах, ветхие солдатские треугольники, фотографии… Какое в них богатство чувств и мыслей! А с каким нетерпением ждали писем из дома солдаты на передовой, в госпитале. Сейчас я хотела бы зачитать письмо ветерану ученика 4 класса школы № 19 Чехлова Ивана. (чтение письма вед. 2)

Вед. 1: Четыре долгих года продолжалась эта суровая война. В наших сердцах всегда будет жить память о тех, кто отдал свои жизни во имя будущего. Мы помним всех: солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.

Народ соберёт о войне все страницы,

Как Библию, вечно хранить будет он

Сказанья о подвигах, песни Победы,

Иконы напишут с героев войны.

И правнуки ваши — седые уж деды-

Потомкам расскажут, что сделали вы.

(Тамара Петрова)

(4 часть слайд-программы)

Вед. 1: Дорогой Василий Захарович, Вы сделали все для того, чтобы мир сегодня жил без войны. И мы, живущие сегодня, в неоплатном долгу перед Вами. Низкий Вам поклон! (вручение подарков)

А сейчас, ребята, пройдёмте к нашей книжной выставке, посвященной Дню памяти и скорби, и я покажу вам военные экспонаты (гильзы, сумка офицера, планшет, плащ-палатка и т. д)

[свернуть]
Литературный турнир к 150-летию А. П. Чехова

[свернуть]

Александр Покрышкин — гений воздушного боя
День библиографии «Новосибирск на карте страны»
«Мы имеем право», познавательно-игровая программа для детей 8-10 лет
Государственные символы России
«Семейное чтение — время доброго общения», материалы к семинару
Семья — вот истинное счастье
«С любовью, верой и отвагой!» Сценарий библионочи
«Вперёд, в исторический поход – найди клад Наполеона!» Сценарий квест-игры
«Волшебный мир Астрид Линдгрен», праздник для детей 7-10 лет