previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

Г. М. Будагов

Григорий Моисеевич Будагов родился 2 января 1852 года в Санкт-Петербурге, в семье потомственного дворянина, титулярного советника. Он получил прекрасное образование – окончил с серебряной медалью гимназию, затем поступил в Институт инженеров путей сообщения императора Александра I, по окончании которого в 1874 году получил звание гражданского инженера «с правом производства строительных работ и правом на чин коллежского секретаря при вступлении в государственную службу».

Будагов принимал участие в сооружении многих важнейших железнодорожных магистралей и мостов на территории Российской империи. Сразу же после окончания института он был направлен в Общество Оренбургской железной дороги, затем участвовал в строительстве Волжского моста возле Сызрани, работал на Екатерининской железной дороге, участвовал в возведении моста через Днепр, был представителем Уссурийской железной дороги в Санкт-Петербурге.

В это время Григорий Моисеевич получает интересное предложение участвовать в строительстве моста через Обь. С этого момента и начинается сибирский период жизни и деятельности Будагова. В марте 1893 года он приезжает в Кривощеково и сразу же начинает подготовительные работы по сооружению причалов, разработке карьеров, заготовке конструкций, кессонов.

Спустя год, 1 июля 1894 года состоялась торжественная закладка первого камня первой опоры железнодорожного моста через Обь. Мост, как магнит, притягивал к себе большие массы людей. На строительстве мостовых объектов трудилось около пяти тысяч человек, да еще летом прибавлялось десять тысяч сезонных рабочих. Этот бурный переселенческий поток привел к образованию двух новых поселков. Один из них – в устье Каменки, где селились в основном мостовики, а другой – в районе станции, где жили преимущественно путейцы. Поселки росли стремительно и стихийно, обрастая полуземлянками, разного рода бараками. Чтобы упорядочить этот процесс и закрепить рабочих на строительстве, по распоряжению Г. М. Будагова за рекой Каменкой строили ускоренными темпами общежития и усадебные дома с хозяйственными постройками.

С августа 1895 года Будагов начинает руководство работами на самом сложном участке Средне-Сибирской железной дороги от Ачинска до Иннокентьевска (Иркутска). В суровых природных условиях приходилось работать по 15-16 часов в сутки. Прежде чем уложить путь, надо было устроить гужевые дороги – уложить бок о бок бревна, осушить верхние слои почвы при помощи водоотливных каналов, выкорчевать вековые деревья. Было возведено более 200 мостов. Несмотря на огромные трудности, сооружение дороги было закончено в установленные сроки. За успехи в строительстве Сибирской железной дороги Григорий Моисеевич удостоился ордена Св. Анны 2-ой степени. Высоко оценив вклад Григория Моисеевича Будагова в дело строительства железной дороги в Сибири, жители с чувством огромной благодарности в 1907 г. переименовали станцию Курзан Сибирской (с 1934 г. Восточно–Сибирской) железной дороги в станцию Будагово.

Через несколько лет Г. М. Будагов снова возвращается в Ново-Николаевск. Исключительное трудолюбие и работоспособность позволили Будагову осуществить строительство еще одной дороги в Сибири – Алтайской. Направление дороги определилось от Семипалатинска до Барнаула. Управление по сооружению Алтайской дороги сначала находилось в Томске, затем в Новониколаевске. Сооружение линии началось в июне 1912 года и шло довольно быстро. К августу 1913 года насыпь на всем ее протяжении была закончена, производилась укладка шпал и рельсов. Потребовались немалые организаторские способности Будагова и его прекрасные знания инженерного дела для возведения сложных сооружений. Для обеспечения работ строительным материалом пришлось открыть кирпичные, механические, лесопильные заводы, наладить поставки рельсов, деталей мостов и т. д. Параллельно возводились служебные помещения, гражданские сооружения, прокладывались линии связи. Дорога открылась для регулярного движения досрочно: 21 октября 1915 года, соединив Алтай с Транссибирской железнодорожной магистралью. С окончанием этой стройки завершилась и сибирская эпопея в биографии Григория Моисеевича Будагова.

В очередной раз расставаясь с Сибирью, он не оставлял надежды на то, что «еще придется побывать» в этом крае, а Новониколаевску, где находилось строительное управление Алтайской железной дороги, Григорий Моисеевич пожелал «его дальнейшего роста и развития во всех отношениях», а также выразил признательность городскому самоуправлению за все оказанные ему знаки внимания и доброе расположение. В последние годы жизни он занимал должность председателя Межведомственного совета по выработке плана железнодорожного строительства России, являлся членом Инженерного совета и Технического комитета Народного комиссариата путей сообщения.

Григорий Моисеевич был женат дважды. От брака с первой женой – дочерью обедневшего дворянина Марией Михайловной Алперс появился сын Владимир. К сожалению, в результате трагических событий Григорий Моисеевич возвращается в Петербург вдвоем с сыном. Второй раз Григорий Моисеевич женился в 1897 году на сестре Марии Михайловны Вере Михайловне. Нежные и трогательные отношения пара сохранила на долгие годы, о чем могут свидетельствовать многочисленные фотографии. Вскоре после вступления в брак у них родились дочь Екатерина и сын Григорий. Вера Михайловна была удивительной женщиной. Кроме красоты и образованности, она обладала творческими способностями: прекрасно рисовала и играла на гитаре. В альбоме, хранящемся в музее истории Западно-Сибирской железной дороги, имеются фотографии Веры Михайловны за мольбертом и портрет, созданный её рукой.

Недолог оказался его жизненный путь, но вся его жизнь была наполнена служением Отечеству. Больше века служат людям тысячи километров дорог, построенных Будаговым и его коллегами, и прослужат ещё очень долго. Григорий Моисеевич Будагов умер 24 декабря 1921 года, похоронен на Смоленском армянском кладбище в Петербурге.

По материалам книги: Шестакова, Ю. Жизнь и судьба Григория Моисеевича Будагова: проблема исторической памяти / Ю. Шестакова. — Санкт-Петербург : «Роза Ветров», 2014. — 72 с. : ил.