Slider
Главная Библиотекарям Методические материалы

Методические материалы

Планирование
2022

[свернуть]
2021

День информации «Библиотека – территория творчества». Материалы к планированию работы на 2021 год
Обзор литературы «Жизнь как подвиг»

Обзор литературы «Жизнь как подвиг» текст
Обзор литературы «Путь к выбору профессии»

Библиоурок «Книга моего настроения»

Список литературы «Победа ковалась в тылу»
Список литературы «Покоритель космоса»
Список литературы «Знакомство с миром профессий»
Список литературы «Библиотека – территория творчества»
Список литературы «Библиотека – школе»
Рабочая программа «Вдумчивое чтение»: материал из журнала «Школьная библиотека»
Календарь знаменательных и памятных дат на 2021 год Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького

[свернуть]
Материалы Центра исторического и духовного наследия «Духовная колыбель»

Сборник материалов конференции «Живое слово мудрости духовной»
Презентация «С книгой и Богом — за Великую Победу!»
Доклад «Первая печатная книга на Руси.» Текст. Презентация
Буклет «Живое слово мудрости духовной»
Брошюра «Книжные сокровища Афона»
Сценарий «Отечеству нашему пресветлый светильниче…»
Буклет «Святой воин русского православия»
«Вклад священников Новосибирской епархии Русской православной церкви в Победу в Великой Отечественной войне». Доклад. Презентация

Материалы декады русского языка «Язык мой — друг мой!»

Библиографический указатель «Русский язык, русская культура, русский мир»

Сценарии:
Бенефис «Л. Н. Толстой и его «Азбука», к 145-летию выхода в свет. Для учащихся 2-3-х классов. ЦРБ им. Л. Н. Толстого. Сценарий. Презентация
Лестница-чудесница «Великий помощник – слово». Для учащихся 10-11-х классов. ЦРБ им. Л. Н. Толстого. Сценарий. Презентация
Познавательный час «Человек необычной судьбы», посвящённый В. И. Далю. Для учащихся 7-8-х классов. Библиотека им. Б. А. Богаткова. Сценарий. Презентация
Лингвистическая гостиная «Живой язык, родное слово». Для учащихся 8-9-х классов. Библиотека им. Т. Г. Шевченко. Сценарий. Презентация
Лингвистический турнир «Пишем и говорим правильно». Для учащихся 6-7-х классов. Библиотека им. Н. Г. Гарина-Михайловского. Сценарий.
Лингвистическая игра «Славлю тебя, русский язык!» Для учащихся 5-7-х классов. Библиотека им. И. М. Лаврова. Сценарий. Презентация
Познавательная игра «Грамматическая дуэль». Для учащихся 2-3-х классов. Библиотека им. М. М. Пришвина. Сценарий.

Игра-переменка
По книге: Ливинская, И. В., Матвеев, А. И. Словарь региональной лексики и народных топонимов города Новосибирска. — Новосибирск : Свиньин и сыновья, 2016.
Первая переменка
Вторая переменка
Третья переменка
Четвертая переменка
Пятая переменка

Рекламная продукция
Буклет «Удивительный русский язык». Библиотека им. Н. Г. Гарина-Михайловского
Буклет «Мы — за чистоту русского языка». Библиотека им. Т. Г. Шевченко
Листовки «Веселая фразеология». ЦРБ им. Л. Н. Толстого
Листовка «Этимологическая минутка». ЦРБ им. Л. Н. Толстого
Листовка «Палиндромы». ЦРБ им. Л. Н. Толстого
Листовка «Тавтология». ЦРБ им. Л. Н. Толстого
Цикл закладок «Великие о русском языке». Библиотека им. И. М. Лаврова
Цикл закладок «Словарь региональной лексики». ЦРБ им. Л. Н. Толстого
Цикл закладок «Поговорки и пословицы». Библиотека им. Н. Г. Гарина-Михайловского. ЦРБ им. Л. Н. Толстого
Цикл закладок «Для знаек». Библиотека им. Б. А. Богаткова
Закладка «В. И. Даль». Библиотека им. Б. А. Богаткова
Закладка «Жизнь слова». Библиотека им. Т. Г. Шевченко

Материалы районного марафона «За 70 дней до Победы»

«Нам жить, и помнить, и беречь!» Сборник сценариев
«Где сибиряки — там победа!» Библиографический указатель. Скачать

Всероссийская акция «Библионочь»

Библионочь-2022 «Петр I! Во всем ты первый!»
Библионочь-2021 «Страсти по Достоевскому»
Онлайн-Библионочь-2020 «Салют Победе!»
Библионочь-2019 «125 — не помеха!»
Библионочь-2018 «Вокруг Толстого»
Библионочь-2017 «Ретро вечеринка в стиле 60-х «Оттепель»»
Библионочь-2016 «КиноРоман: ProЛюбовь.ru»
Библионочь-2015 «Я московский озорной гуляка…»
Библионочь-2014 «Шерлок Холмс: игра теней»
Библионочь-2013 «Средь шумного бала»
Библионочь-2012 «С любовью, верой и отвагой!»

К 200-летию Отечественной войны 1812 года

Библионочь-2012 «С любовью, верой и отвагой!»
Календарь боевых действий на территории России, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Библиотека им. Т. Г. Шевченко
Виртуальная книжная выставка «И славили Отчизну меч и слово…» Библиотека им. М. М. Пришвина

Сценарии
«Волшебники приходят к людям», к 205-летию со дня рождения Андерсена

Игровая программа для учащихся 2-4 классов

Музыка:
Тема из «Арии с тридцатью вариациями» И. С. Баха.

Слайд 1. Великий датский сказочник Ханс-Кристиан Андерсен
1805 – 1875 гг.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча будет необыкновенной. Нам предстоит совершить увлекательное путешествие в удивительную и добрую страну сказок и историй, созданную для нас великим волшебником Хансом Кристианом Андерсеном.
Слайд 2. Давно, около 150 лет тому назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл свою тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену» – и отослал на почту. И почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила её рассеянному хозяину. Потому что уже тогда весь мир знал этого необыкновенного человека.
Слайд 3. Карта Дании и г.Оденсе.
Знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в датском городе Оденсе.
Слайд 4. Виды Дании.

В цветущей Дании, где свет
увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мать песни
мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.
Х. К. Андерсен.
Дания – моя родина.
Слайд 5. Дом, где жил Андерсен.
Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете, но стараниями заботливых родителей совсем не замечал бедности. Была у Ханса Кристиана и любящая бабушка. Однажды гадалка предсказала, что ему суждено прославить свою родину. Так оно и вышло.
Слайд 6. Город Оденсе.
В детстве он любил мечтать и придумывать волшебные истории. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Ханс Кристиан так искусно переделывал услышанные рассказы, что старухи не узнавали в них свои собственные истории. Андерсен мечтал стать актером и сочинял пьесы для театра. Первое свое произведение он написал в 9 лет. Но вскоре умер его отец, и, для того, чтобы прокормить себя и мать, Андерсену пришлось устроиться на работу сначала подмастерьем у ткача, затем у портного, а после рабочим на сигаретную фабрику.
Слайд 7. Копенгаген. Королевский театр.
В 14 лет Ханс Кристиан уехал в Копенгаген, столицу Дании, чтобы поступить актером в Королевский театр. Взяли его туда лишь через год, да и то предлагали лишь второстепенные роли, а затем и совсем уволили. Хорошо, что Андерсену посчастливилось в жизни встретиться с добрыми и мудрыми людьми, которые уговорили его учиться. И вот в 17 лет юноша уселся за парту рядом с совсем маленькими детьми. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет.
Слайд 8. Сказочник за работой. Страница рукописи.
В годы учебы он писал комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Он мечтал стать знаменитым. Но путь к славе нелегок. Начинающего писателя преследовали непонимание и насмешки окружающих. И только к тридцати годам, после того как вышла в свет книга «Сказки, рассказанные для детей», Х. К. Андерсен понял, в чем его настоящее призвание – в том, чтобы быть сказочником.
Слайд 9. Еще в детстве Андерсен спросил отца, что такое сказка. Тот ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся». Свою автобиографию писатель позже назовет «Сказка моей жизни». Пожалуй, точнее не скажешь. Но не только жизнь самого писателя была сказкой. Любое существо, любой предмет или явление рассказывали ему свою историю. И он пересказывал её своим читателям.
Весь цивилизованный мир единодушно признал Андерсена первым писателем Дании. А один датский физик заметил: «Сказки сделают ваше имя бессмертным». Так оно и вышло.
Слайд 10. Датчане чтят память своего великого соотечественника. В столице Дании Копенгагене в Королевском саду стоит памятник Х. К. Андерсену.
Слайд 11. Одна из любимых героинь писателя – Русалочка – стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль…
Слайд 12. А в родном городе Оденсе в саду Андерсена, или, как его еще называют, саду Сказки, стоит памятник писателю. Вот ещё один памятник Андерсену в Оденсе.
Слайд 13. В Дании героев Х. К. Андерсена можно встретить в самых неожиданных местах…
Слайд 14. (Демонстрируются слайды памятников Х. К. Андерсену и героям его сказок.) Узнаёте этих героев?
Музыка: романс из «Маленькой ночной серенады» В. Моцарта.

Появляется Оле-Лукойе.

Оле-Лукойе: Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю я. Вечером, когда веки у вас начинают слипаться, я подкрадываюсь сзади и начинаю тихонько дуть вам в затылок, и вы засыпаете. Потом я раскрываю над вашей головой один из своих зонтиков. (Раскрывает черный зонтик). Вот этот зонт я раскрываю над нехорошими детьми, и они спят всю ночь, не видя снов. А вот этот зонтик, с картинками, я раскрываю над хорошими детьми, и тогда, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки. (Раскрывает зонтик с картинками). Вы узнали меня, ребятки? Как меня зовут? (Ребята отвечают).
Я – Оле-Лукойе,
Я – сказочный гном.
Я – Оле-Лукойе,
Всем детям знаком.
Я зонтик раскрою,
чудеса подарю
и в сказку любую
попасть помогу.
Сейчас с помощью моего волшебного зонтика мы побываем в сказках великого писателя Х. К. Андерсена. (Раскручивает цветной зонтик.)
Слайд 15. Разбитое зеркало.
Появляется Герда, она плачет.
Оле-Лукойе: Здравствуй, девочка! Кто ты и как к нам попала?
Герда продолжает плакать, не отвечает.
Оле-Лукойе: Ребята, я, кажется, знаю, кто к нам пришел. А вы?
Дети: Герда!
Герда: Да, вы правы, меня зовут Герда. Здравствуйте, ребята! Наш сказочник оставил мне на память о себе и о своих героях волшебное зеркало. Но обороте написаны пожелание для всех людей. И пока это зеркало оставалось целым, люди помнили сказки Андерсена. Но злому троллю это не нравилось. Он выбрал момент, произнес заклинание, зеркало вырвалось из моих рук и разбилось. Если я не соберу все его осколки, то сказочный мир нашего любимого писателя исчезнет. Ребята, а вы сможете мне помочь? Знакомы ли вы с его произведениями? (Ребята отвечают утвердительно.)
Но сначала давайте вспомним самые известные сказки Андерсена и его героев.
Слайд 16. Герои сказок Андерсена.
Оле-Лукойе: Теперь давайте начнем собирать осколки. Для этого нужно выполнить задания, которые на них написаны.
Слайд 17. ВИКТОРИНА.

Начинается игра – нелегкие задания.
За дело взяться вам пора и проявить старание!

«Осколок» 1.
Викторина
Для команды Оле-Лукойе:
1. Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребенок.)
2. Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный горшок? (Цветок с Дюймовочкой.)
3. В какой сказке цветы устраивали балы и танцевали? («Цветы маленькой Иды».)
4. Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была одна нога.)
5. Какой птице помогла Дюймовочка? (Ласточке.)
6. какие подарки послал бедный принц привередливой принцессе? (Розу и соловья.)
7. Сказка, название которой начинается и кончается на одну и ту же согласную букву? (Свинопас.)
8. Кому и за что пожаловал император свою золотую туфлю на шею? (Соловью за чудесное пение.)
9. Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом? (Собаки.)
10. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев? (Из крапивы.)
11. Место, где Элиза собирала крапиву. (Кладбище.)
12. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя.)
13. Героиня сказки «Снежная королева», лапландка, написала своей знакомой – финке – письмо. На чём она его написала? (На сушёной треске.)
14. В какую страну увезла Снежная королева Кая? (В Лапландию.)

Для команды Герды:
1. Кто помог Дюймовочке спастись от крота? (Ласточка.)
2. Что помогло определить в промокшей незнакомке принцессу? (Горошина.)
3. В какой сказке розы не только умели рассказывать сказки, но и помогли главной героине вспомнить, куда она шла? («Снежная королева».)
4. Чем натерла злая королева Элизу, так что она стала коричневой? (Соком грецкого ореха.)
5. Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и рассказывала сказки.)
6. Кому принадлежали прелестные новые красные башмачки, подаренные реке? (Герде.)
7. Как звали брата Герды? (Кай.)
8. Эта сказка начинается на гласную и заканчивается ею же. («Огниво».)
9. Кто так говорил « Ко-акс, ко-акс, брекке-ке-кекс»? (Сын жабы.)
10. Героиня какой сказки превращается в морскую пену? («Русалочка».)
11. В каких птиц превратились королевские сыновья (В лебедей.)
12. В какую страну прилетел купеческий сын в сундуке? (В Турцию.)
13. Какой документ потребовала крыса у стойкого оловянного солдатика, выскочив из-под мостков? (Паспорт.)
14. Чем наградил король обманщиков-портных? (Рыцарским крестом в петлице и пожаловал им звание придворных ткачей.)

«Осколок» 2.
Слайд 18. ПОРТРЕТ ГЕРОЯ.
Наш следующий конкурс называется «Портрет героя». Команды должны угадать героев по описанию:
Для команды Оле-Лукойе:
· «На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (Танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик».)
· «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (Принц-свинопас, «Свинопас».)
· «Он был очень похож на настоящего, но весь осыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами». (Соловей, «Соловей».)
· «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (Жаба. Сын жабы, «Дюймовочка».)

Для команды Герды:
· «Она была старая и страшная. Нижняя губа у нее отвисла до самой груди». (Ведьма, «Огниво».)
· «Он носил черную бархатную шубку, был очень богат и учен». (Крот, «Дюймовочка».)
· «У каждого на груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Они писали алмазными грифелями на золотых досках и отлично умели читать – и по книжке и без книжки, на память» (Братья-принцы, «Дикие лебеди».)
· «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно-белого льда и все-таки живая! Глаза её сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости». (Снежная королева, «Снежная королева».)

Обратите внимание на эту корзинку. В ней находятся вещи, которые потеряли герои сказок Андерсена. Вы должны отгадать, кому они принадлежат и из каких сказок эти предметы, чтобы мы смогли вернуть их на место.
«Осколок» 3.
Конкурс «Бюро находок»
· Скорлупка грецкого ореха (служила колыбелькой для маленькой девочки) «Дюймовочка»
· Бумажный кораблик «Стойкий оловянный солдатик»
· Длинный острый нож (его кто-то клал себе под подушку)
Маленькая разбойница, «Снежная королева»
· Большие ножницы и иголка без нитки «Новый наряд короля»
· Горошина «Принцесса на горошине»
· Зеркало «Снежная королева»
· Маленький красивый мешочек с гречневой крупой, в котором дырка, и крупа сыплется «Огниво»
· Горшочек, увешанный бубенчиками «Свинопас»
· Розы «Снежная королева»
· Калоша «Калоши счастья»
· Жаба «Дюймовочка»
· Свинья-копилка «Свинья-копилка»
· Синий клетчатый передник «Огниво»
· Бусы из жемчуга и ракушек «Русалочка»
· Зажигалка «Огниво»
· Еловая веточка «Ель»
«Осколок» 4.

Слайд 19. СКАЗОЧНАЯ МАТЕМАТИКА.

Скажите, хорошая ли у вас память на числа? Сейчас мы это и проверим. Объявляется конкурс «Сказочная математика». Попробуйте ответить на вопросы «Сколько…»:
Для команды Оле-Лукойе:
1. Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (Одиннадцать сыновей и одна дочь.)
2. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три.)
3. Сколько сестер было у Русалочки? (Пять.)
4. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять.)
5. Сколько раз пропел искусственный соловей из сказки «Соловей» одну и ту же песню? (Тридцать три раза.)
6. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (Двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина.

Для команды Герды:
1. Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья на родине в сказке «Дикие лебеди»? (Одиннадцать дней в году.)
2. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три.)
3. Во сколько лет русалочкам разрешалось выплывать на поверхность моря? (В 15 лет.)
4. Сколько историй рассказано Андерсеном в сказке «Снежная королева»? (Семь.)
5. Сколько книг написали ученые об искусственном соловье в сказке «Соловей»? (Двадцать пять книг.)
6. Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять– за котелок и сто – за трещотку. Всего – 110.)

Слайд 20. РАССЕЯННЫЙ ГНОМ.

«Осколок» 5.
Конкурс «Рассеянный гном»
У нас в библиотеке живет гном Путалка. Каждую ночь он перепутывает все сказки, любит все делать и называть наоборот. Помогите нам восстановить правильные названия сказок.
Для команды Оле-Лукойе:
· «Огненный король» («Снежная королева»)
· «Старый костюм нищего» («Новое платье короля»)
· «Метрик» («Дюймовочка»)
· «Новая домашняя свеча» («Старый уличный фонарь»)
· «Шатающаяся деревянная Барби» («Стойкий оловянный солдатик»)

Для команды Герды:
· «Оборванец на арбузе» («Принцесса на горошине»)
· «Прекрасный лебедь» («Гадкий утенок»)
· «Земляночка» («Русалочка»)
· «Тапочки горя» («Калоши счастья»)
· «Огнетушитель» («Огниво»)

Слайд 21. КРОССВОРД.

«Осколок» 6.
Кроссворд

По горизонтали:
1. Как звали сестру одиннадцати принцев-лебедей?
2. Какое волшебное средство нашёл солдат в дупле старого дерева?
3. Как звали подругу Кая? (Написан.)
4. Какие цветы любили Кай и Герда?
5. Кто отлит из старой оловянной ложки?
6. Кто смастерил злое зеркало, осколок которого попал Каю в сердце?
7. Какое слово должен был составить из льдинок Кай?
8. За кого мышь должна была выдать Дюймовочку?
9. Кто помог героине сказки улететь в далёкие страны?
По вертикали: ЗВЁЗДОЧКА – Журнал, в котором были опубликованы сказки Андерсена для детей России в 19 веке.

Оле-Лукойе и Герда складывают вместе «осколки» зеркала.

Слайд 22. Целое зеркало.
На экране из разбитого сложилось целое зеркало, на обратной стороне которого появляется надпись «Спешите делать добро». Герда просит ребят прочесть эту надпись вслух хором.

Оле-Лукойе: У нас с вами получилось интересное путешествие по сказкам Х. К. Андерсена. И я буду очень рад, если вы перечитаете книги этого замечательного сказочника. А теперь прощайте! Всегда будьте хорошими, добрыми, честными и смелыми, и я всегда буду раскрывать над вами свой цветной зонтик.
Слайд 23.
Герда: Почаще вспоминайте слова Х. К. Андерсена: «Сказки и истории скрываются в мыслях, подобно семени, которому нужен только свежий ветерок, солнечный луч, капля росы, чтобы произрасти, и они становятся цветами».
Ведущий: Сказками Андерсена уже более 150 лет зачитываются и дети, и взрослые. Маленьких читателей они увлекают ярким вымыслом, буйной фантазией, взрослых – глубокой житейской мудростью. Каждая сказка – будто сундучок с двойным дном. Мы надеемся, что, когда вы станете взрослыми и будете читать эти сказки своим детям, вам откроется их новый смысл.
Музыка: «Вальс» И. Брамса

Слайд 24. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Подведение итогов, вручение призов.

[свернуть]
Вечно живые, к Дню памяти и скорби

1 часть слайд-программы «Жизнь, ты помнишь, солдат, что погибли, тебя защищая?…»

Вед. 1: Ребята, вы знаете, что случилось 22 июня 1941 года?

Да, ребята, то, что случилось 22 июня 1941 года, в наше время называют величайшей трагедией века. Это действительно была самая большая трагедия, которую познали и пережили люди за всю свою историю. Она унесла десятки миллионов человеческих жизней. А наш народ назвал её Великой Отечественной войной. По приблизительным подсчётам в этой войне погибло более 20 миллионов граждан России. Война шла 1418 дней. Это были страшные дни лишения и горя.

Вед. 2:

В нашу дверь постучался прикладом

непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина!

В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны…

Мы проучим налётчиков наглых в жестоком бою…

Бить фашистов, не зная пощады в борьбе,

В первый день испытанья

Клянёмся, Отчизна, тебе!

Вед. 1: Это стихотворение Алексей Сурков написал 22 июня 1941 г. Война всколыхнула всю страну. Весь народ встал на её защиту. С первых дней войны военкоматы работали круглосуточно. С заявлением на фронт шли все, кто мог держать оружие в руках.

На места родителей за станок, на трактор становились их дети. На всех фронтах были сыны и дочери полка. Во всех партизанских отрядах были дети, которые ходили в разведку и приносили важные сведения о противнике.

Вся страна поднялась против фашистской орды. Ненависть переполняла сердца. Именно об этих чувствах говорят стихи военного поэта Сергея Наровчатова:

Вед. 2: Я проходил, скрипя зубами, мимо

Сожженных сёл, казнённых городов,

По горестной, по русской, по родимой,

Завещанной от дедов и отцов.

Крови своей, своим святыням верный,

Слова старинные я повторял, скорбя:

Россия, мати! Свет мой безмерный,

Которой местью мстить мне за тебя?

Вед.1: Наше поколение, к счастью, не воевало. Мы знаем войну по книгам, фильмам, а самое главное от ветеранов — очевидцев этой трагедии. Сегодня мы имеем прекрасную возможность задать вопросы нашему дорогому ветерану Николаеву Василию Захаровичу.

1. Расскажите, пожалуйста, где и как для Вас началась война?

2. В каком году Вы ушли на фронт?

3. Где Вы воевали?

4. Расскажите о самом сильном впечатлении в годы войны?

5. Где Вы встретили Победу?

Вед. 1:Ребята, сейчас мы посмотрим 2 часть слайд-программы «Жизнь, ты помнишь, солдат, что погибли, тебя защищая?…» Хочется обратить ваше внимание, что для создания этой слайд-программы использованы подлинные фронтовые фотографии)

Вед. 1: Когда жизнь висела на волоске, любые вещи не имели привычной ценности, возник необыкновенный солдатский обычай меняться не глядя: «Махнём, не глядя, как в народе говорят». Наверное, и Вы, Василий Захарович, можете подробнее рассказать нам об этом.

(рассказ ветерана)

Вед. 2: Я пишу письмо тебе из тыла,

Чтоб твоя не дрогнула рука,

Чтоб тебя на подвиг вдохновила

Этой тёплой весточки строка.

Письма, дневники, посмертные записки, найденные в гильзах, ветхие солдатские треугольники, фотографии… Какое в них богатство чувств и мыслей! А с каким нетерпением ждали писем из дома солдаты на передовой, в госпитале. Сейчас я хотела бы зачитать письмо ветерану ученика 4 класса школы № 19 Чехлова Ивана. (чтение письма вед. 2)

Вед. 1: Четыре долгих года продолжалась эта суровая война. В наших сердцах всегда будет жить память о тех, кто отдал свои жизни во имя будущего. Мы помним всех: солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.

Народ соберёт о войне все страницы,

Как Библию, вечно хранить будет он

Сказанья о подвигах, песни Победы,

Иконы напишут с героев войны.

И правнуки ваши — седые уж деды-

Потомкам расскажут, что сделали вы.

(Тамара Петрова)

(4 часть слайд-программы)

Вед. 1: Дорогой Василий Захарович, Вы сделали все для того, чтобы мир сегодня жил без войны. И мы, живущие сегодня, в неоплатном долгу перед Вами. Низкий Вам поклон! (вручение подарков)

А сейчас, ребята, пройдёмте к нашей книжной выставке, посвященной Дню памяти и скорби, и я покажу вам военные экспонаты (гильзы, сумка офицера, планшет, плащ-палатка и т. д)

[свернуть]
Литературный турнир к 150-летию А. П. Чехова

[свернуть]

Александр Покрышкин — гений воздушного боя. Сценарий
День библиографии «Новосибирск на карте страны»
«Мы имеем право», познавательно-игровая программа для детей 8-10 лет
Государственные символы России. Сценарий
«Семейное чтение — время доброго общения», материалы к семинару
Семья — вот истинное счастье. Сценарий
«Вперёд, в исторический поход – найди клад Наполеона!» Сценарий квест-игры
«Волшебный мир Астрид Линдгрен», праздник для детей 7-10 лет