Магия чтения
Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.
(Перевод с английского А. Матюхина)
Каждый ребенок, приходящий к нам в библиотеку, ожидает от встречи с библиотечным миром что-то необычное, яркое и, может быть, даже волшебное. В этот день мы пригласили детей и их родителей на семейную ассамблею и решили рассказать детям о магии, которая «живет» в книгах. Но познакомиться с ней можно только тогда, когда начинаешь читать книги. И чтение непременно должно быть увлекательным, живым, познавательным. Этому, пожалуй, стоит поучиться. Наши юные гости – ученики второго класса школы № 32, охотно на это согласились, и мы начали наш путь знакомства с истории. Когда появилась первая книга, как она выглядела, из какого материала была изготовлена? Как называлась первая печатная книга на Руси, кто стоял у её истоков, и какова вообще была роль книг в жизни людей?
Изобретение книги – одно из важных достижений цивилизации, которое позволило сохранить огромный опыт, уникальные знания, прекрасные мысли, накопленные человечеством с целью передачи последующему поколению людей.
Необычайная потребность в книгах способствовала развитию книжного дела, потребовалось ни одно столетие для того, чтобы книга приобрела современный вид и стала доступной для любого читателя.
Переломным моментом в истории книги стало начало книгопечатания, когда появилась возможность увеличить тираж книг, а также улучшить их грамматическую и смысловую составляющую. Ведь рукописные книги почти всегда страдали недостатком, а именно — наличием разного рода ошибок, неточностей, недостоверной информации.
В России эпоха книгопечатания связана с именем Ивана Федорова, который возглавил работу по изготовлению первой, точно датированной, печатной книги «Апостол».
Эпоха книгопечатания началась и стремительно развивалась. Книги печатали, читали, ценили; книги были важнейшим источником информации.
А нужна ли книга нам сейчас, в век быстро развивающихся информационных технологий? Этот вопрос мы решили задать нашими маленьким гостями. Ребята почти хором ответили, что да, книга необходима. А вот на вопрос, а читаете ли вы сами, ответили, что иногда, потому что не хватает времени на чтение книг. Вот он парадокс поколения – книги нужны, но когда их читать? Может быть, этому также нужно обучаться? Учиться находить время для чтения, уметь выбирать «правильные» книги? Ведь зачастую бывает так, что одного желания явно не достаточно, чтобы чего-то достичь, нужны действия, поступки. Поэтому мы решили предложить ребятам продолжить знакомство с книгой, перейдя к активному познанию. И начали с игр. Ведь игра – это та форма деятельности, которая позволяет нашим детям легко и непринужденно овладевать сложными и, кажущимися на первый взгляд, неинтересными знаниями, навыками, опытом.
Для того чтобы игра стала динамичной, весёлой и результативной, ребята разделились на две команды – «Книжные герои» и «Логика».
Вначале мы рассмотрели два основных жанра детской литературы – это сказка и рассказ. Ученики видят отличия, могут понять, где сказка, а где рассказ, но дать точное определение понятиям нам помог толковый словарь. Команда «Книжные герои» очень быстро нашла заданное слово, прочла его значение и получила свой первый победный балл.
Следующее испытание – «Угадай название произведения». Участникам были даны слова в хаотичном порядке. Задача для команд – правильно составить слова, чтобы угадать название произведения и его автора. На этот раз команда «Логика» опередила своих соперников. Они быстро составили верное название и указали автора произведения – Бориса Житкова «Как я ловил человечков», чем нас очень порадовали!
Поскольку главная цель ассамблеи — побудить детей начать читать книги, находить в них полезное, интересное, нужное для себя, то мы предложили ребятишкам игру в чтецов-артистов. Как известно, любой профессиональный чтец перед выступлением обязательно готовится, выполняет различные артикуляционные упражнения. Скороговорки – это наиболее подходящий способ настроиться на правильное и красивое чтение. Кроме того, текст скороговорок, как правило, вызывает у детей смех, а положительный настрой к чтению чрезвычайно важен.
Быстро «отскороговорив» скороговорки, «артисты» вышли на сцену. Ребята обеих команд по очереди читали юмористический рассказ Виктора Драгунского «Что я люблю и чего не люблю», внимательно слушали друг друга, а затем пересказывали содержание произведения. Обе команды выступили достойно, особенно порадовали ответы. Ребята запомнили практически всё из рассказа, подробно поведали о том, что любит и не любит герой В.Драгунского. Но все же команда «Логика» набрала в этом задании большее количество баллов и это, в конечном итоге, определило их победу в игре.
Но победа, как известно, не всегда самое главное. Главным в нашей встрече стало радостное настроение у всех детей, слова благодарности, за проведенный совместный праздник, желание встретиться на новых творческих встречах. Многие дети захотели записаться в библиотеку и привести своих родителей. И это прекрасно! Ведь семейное чтение – это замечательная традиция, которую необходимо сохранять и преумножать! Наша библиотека готова помочь каждой семье в этом полезном и очень увлекательном деле – чтении.
Знакомство с магией книг только началось, ребята получили домашнее задание, им предстоит стать авторами своей собственной книги, которую мы, после их презентации, обязательно опубликуем, а также отметим наградами самые яркие, интересные, познавательные работы детей. Пожелаем успехов в пробе пера нашим юным авторам!
Зав.сектором отдела обслуживания Наталья Кресс