Главная Новости Быть учителем – призванье

Быть учителем – призванье

 

Быть учителем – призванье.
Нужно так детей любить,
Чтобы душу и старанье
Без остатка им дарить.
Быть примером подражанья,
Интересно объяснять,
Чтоб имели все желанье
На уроках отвечать.
О. Повещенко

«Развейте ум человека, обогатите его познаниями окружающего мира, и он превратит и болото, и пески, и безлюдные горы в источники богатства».
К. Д. Ушинский

Указом Президента России Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Это исторически связано с празднованием 200-летия классика отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский – российский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в Российской Империи.
В русской и мировой педагогике имя К. Д. Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педагогической мысли, он справедливо считается создателем русской народной школы.
Он не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель.

Книги К. Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Николаевич Толстой при составлении знаменитых «Азбук».
12 мая, в рамках Года педагога и наставника, сотрудники библиотечного пункта «На Плющихе» провели библиотечный урок «Учитель на страницах книг» для учащихся 195 школы.
Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь.

Учитель… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. И перед глазами встают конкретные учителя, с которыми нас свела жизнь.
Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Профессия учителя была и есть самой почётной и престижной. И поэтому неудивительно, что про учителей и школу написано много книг.
Вот некоторые из них:

     Искандер Фазиль «Тринадцатый подвиг Геракла»
Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.
Пятиклассник – герой рассказа – не решил трудную задачу по математике, которая была задана на дом. Чтобы избежать насмешки учителя, он решился на обман. Подвигом трусости назвал учитель поступок своего ученика.

     Валентин Распутин «Уроки французского»
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами». Именно с этих слов начинается этот рассказ.
В рассказе «Уроки французского» Распутин переосмыслил эпизод из своего детства. То, что когда-то казалось ему наказанием, в зрелом возрасте вызывало приятные, теплые эмоции.
Истинное добро бескорыстно, на пути к добру человек часто делает ошибки и платит за них, но в добре смысл жизни.
В этом заключается основная идея рассказа: неравнодушие и взаимопомощь ведут к истинному счастью.

     Владимир Железников «Чучело»
Произведение отличается эмоциональностью и повествует о стойкой и мужественной девочке, вынужденной противостоять одноклассникам, объявившим ей бойкот. История основана на реальных событиях, которые произошли с племянницей писателя.
В повести отражена драма детских взаимоотношений, показано, какими бесчувственными и жестокими могут быть подростки.

     Антон Макаренко «Педагогическая поэма»
«Педагогическая поэма» Макаренко, содержание которой является одновременно практическим пособием по воспитанию полноценного гражданина общества и ярким литературным произведением, – одна из «жемчужин» советской литературы.
События, описываемые в романе, автобиографичны, герои носят реальные имена, в том числе сам автор. Ключевой в педагогической системе Макаренко является идея воспитания личности ребенка через коллектив. Утверждению данной идеи, собственно, посвящена «Педагогическая поэма» Макаренко.

Антон Семенович был сугубо городским жителем. Он добровольно отказался от театров, от шумного светского общества и добровольно ушел воспитывать юных преступников.
Антон Семенович жил жизнью ребят, их интересами, стал для них кем-то вроде атамана, только ведущего их не на грабежи, а в новую жизнь. Ребята его больше чем любили, они им восхищались. Он утверждал, что нет таких методов, которые во всех случаях были бы полезными или вредными. Он был за то, чтобы педагоги действовали по здравому смыслу и по совести. И чтобы был результат.

Учащиеся ответили на главные вопросы: какими же чертами должен обладать учитель? Легко ли быть учителем? Меняется ли учитель в зависимости от времени? Почему? Зачем нужно учиться? Как полученные знания пригодятся в жизни?
В конце урока вспомнили пословицы об учителях и обсудили их значение.

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор в созданных им скульптурах.
А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей.

Ведущий библиотекарь И. Д. Устьянцева