Любовь к родному пепелищу
«Правда – в памяти.
У кого нет памяти, у
того нет жизни»
(В. Распутин
«Прощание с Матёрой»)
14 марта в России отмечается День православной книги. В чем смысл этого праздника? Прежде всего, в том, что книга необходима не только для отдельного человека, но и для всего народа. Понятие «православная книга» гораздо шире, чем просто церковная книга. Это еще и наша русская классическая литература. Идеями христианства питалось творчество многих выдающихся русских писателей. Сегодня мы говорили о писателе Валентине Распутине и его произведениях, в которых именно о православных, христианских ценностях идет речь.
На урок духовности по произведениям В. Г. Распутина «Любовь к родному пепелищу…», посвященному 85-летию писателя, а также Дню православной книги были приглашены студенты Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. Менделеева.
Распутин вошёл в литературу с прирожденным чувством сопричастности людям и миру, создав ряд глубоко трагичных, одновременно, светлых рассказов и повестей. В его художественном задании многое определено многовековыми духовно-культурными накоплениями народа. У этого автора творческие принципы формируются в русле заветов русской литературной классики. Его произведения состоят из живых мыслей.
Не случайно самым популярным из ранних рассказов В. Распутина является «Уроки французского». Послевоенное время, безотцовщина, полуголодное существование. Писатель почти не скрывает автобиографичности произведения. Одиннадцатилетний мальчик оторван от семьи, от родной деревни, – в новое, неведомое. Не удивительна его неодолимая тоска и тяга домой; не странно, что он однажды не выдерживает, срывается и с ревом бежит за машиной, на которой уезжает навещавшая его мать. Эта сцена – одна из многих в рассказе, которые заставляют в жалости и сочувствии сжиматься наше взрослое сердце.
Вспомнили мы и рассказ «Изба», в котором Валентин Распутин обращает читателя к христианским нормам простой и аскетической жизни. И одновременно, к нормам храброго, мужественного «делания», созидания, подвижничества. Можно сказать, что рассказ возвращает читателей в духовное пространство древней, материнской культуры. В повествовании заметна традиция житийной литературы. Суровая, аскетичная жизнь Агафьи, её подвижнический труд, любовь к родной земле, к каждой кочке и каждой травинке, возведение «хоромины» на новом месте – вот моменты содержания, роднящие рассказ о жизни сибирской крестьянки с житием.
Повесть «Прощание с Матёрой» – одно из вершинных произведений В. Распутина, насыщенное острыми проблемами, органически сочетающими конкретно-историческое с общечеловеческим. Эта повесть – проникновение, страстное и печальное слово памяти по уходящей под воду сибирской деревне, навеянное глубоко личными переживаниями, ибо сибирская деревня Аталанка, где будущий писатель провёл свои детские годы, тоже оказалась на дне Братского моря. Писатель ставит в своём произведении важнейшие нравственно-философские проблемы общечеловеческого масштаба и значения: человек – природа – отечество, историческая память, роль и место человека в ряду ушедших и будущих поколений, нравственные пределы технического прогресса. Уже первая глава повести вводит нас в важнейшее состояние природы, её, казалось бы, незыблемого круговорота – идёт весна, несущая вечное обновление жизни. Но эта весна – последняя для Матёры. Главная героиня повести – Дарья Пинигина. Её позиция определяет суть основных проблем произведения, в её рассуждения писатель вложил собственные мысли о духовности и бездуховности современного человека, его отношении к природе и к людям, к прошлым, настоящим и будущим поколениям, к проблемам смерти и бессмертия. Главную причину преступно равнодушного отношения многих людей к природе, к своей малой родине, к памяти Дарья справедливо усматривает в отходе людей от Бога, в бездуховности: «Была в деревне своя церквушка, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издалека с той и другой протоки; церквушку эту в колхозную пору приспособили под склад». Устами своей героини писатель предостерегает людей от лап дьявола и приверженности греху, говорит о необходимости хранить свято в своей душе образ Божий: «В ком душа, в том и Бог, парень. И хошь не верь – изверься ты, а Он в тебе же и есть. Не в небе. А более того – человека в тебе держит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался. Благость в себе имел. А кто душу вытравил, то не человек, нет!»
Поговорили мы еще об одной из повестей Валентина Распутина «Живи и помни». В чем сила этого произведения и почему оно вызвало такой интерес, привлекло к себе всеобщее внимание, стало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности? Эта повесть, как никакое другое произведение Распутина, являет собой трагедию, путешествие вглубь человеческой души, до того уровня, где добро и зло ещё не столь явно разделены, чтобы бороться между собою. Повесть «Живи и помни» — трагичная, полная горькой правды история. Андрей Гуськов, тяжелораненый солдат с фронта, после госпиталя решает повидаться с родными, прежде чем снова отправиться на войну, однако сразу становится дезертиром. Опасаясь ареста, он так и не приходит домой, долгие месяцы, скрываясь в окрестностях родной деревни. Его обнаруживает только жена Настена — и поддерживает мужа, помогает ему и хранит его тайну. Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье – это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Автор подчёркивает основную мысль своего произведения – нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, перед собственной совестью, не перекладывая эту ответственность на других.
Наш урок духовности сопровождался презентацией с показом кадров из фильмов, поставленных по произведениям писателя, а также чтением отрывков из его книг.
Читая произведения Валентина Распутина, мы знакомимся не только с его творчеством, но и, отчасти, жизненным путём – от рождения до ухода. Мысленные проповеди его героинь очищают нас, вдохновляют, и главное – побуждают взглянуть на себя строже, пристальней, совершить путешествие вглубь своей души. Творчество Валентина Распутина – явление в мировой литературе, и, как всякое явление, оно единственно, уникально. Как и вся отечественная классика, проза Распутина запечатлевает картину воскресения души человека, утверждая, по сути, подвижнический опыт свободы духа в вере, в любви к родной земле и её людям.
А на прощание, мы посоветовали нашим молодым читателям не проходить мимо этих произведений, спросить их в библиотеке – и читать медленно, не торопясь, с раздумьями. Так как эти книги его заслуживают, ведь писатель создавал их для нас. Хотим всем пожелать успехов в чтении!
Благодарим ребят из группы 19.01.11 НХТК за внимание и проявленный интерес к заданной теме, а также за положительный отзыв, оставленный в Книге отзывов и предложений библиотеки.
Начальник отдела обслуживания
Инга Гвоздь
Литература:
Андреева, И. В.Возвращение к истокам / И. В. Андреева // Уроки литературы. – 2001. – № 2. – С.6-8.
Барышева, О. А. Народно-поэтические мотивы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» / О. А. Барышева // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С.2-5.
Барышева, О. А. Тема духовной связи поколений в рассказе В. Г. Распутина «В ту же землю…» /О. А. Барышева // Литература в школе. – 2009. – № 6. – С.6-9.
Быков, Л. П. О названиях произведений Валентина Распутина / Л. П. Быков // Литература в школе. – 2007. – № 11. – С.16-17.
Панкеев, И. А. Валентин Распутин: По страницам произведений / И. А. Панкеев. – Москва : Просвещение, 1990. – 144 с. : ил. – (Школьникам – о современных советских писателях).
Сухова, Н. Валентин Григорьевич Распутин / Н. Сухова // Антология мировой детской литературы. Том 5 / Отв. ред. Л. В. Поликовская. – Москва : Аванта+, 2002. – 624 с. – С.491-493.
Черников, А. П. Уроки духовности /А. П. Черников // Литература в школе. – 2012. – № 6. – С.2-6.