Аж самому охота умным жить…
«Из всех видов литературной деятельности
художественная проза представляется
мне настоящей стихией».
Д. А. Фурманов
Двадцатые годы были временем героической юности советской литературы. Почетное место среди зачинателей занимает Дмитрий Андреевич Фурманов. Но прежде чем стать литератором, Дмитрий Фурманов прошел по дорогам гражданской войны, был комиссаром знаменитой 25-й дивизии легендарного комдива Чапаева. В качестве комиссара 9-й Кубанской армии – руководил десантом, разгромившим во вражеском тылу штаб врангелевского генерала Улагая. С 1921 года Фурманов переходит на литературную работу.
За пять послевоенных лет Дмитрий Андреевич написал два военно-исторических романа «Чапаев» и «Мятеж», две повести, немалое число очерков и рассказов о революционном прошлом, о героях Октября и гражданской войны, о мирном труде после войны, а также несколько очерков, посвященных памяти В. И. Ленина.
Историко-революционная тема – основная в творчестве Фурманова. Первое произведение, посвященное гражданской войне, – повесть «Красный десант», сюжетом в которой служит операция по уничтожению врангелевского отряда, в которой он принимал участие.
Роман «Чапаев» – одно из крупнейших явлений советской литературы начала 20-х годов. Действие происходит в Чапаевской дивизии, борющейся против колчаковцев и белогвардейского казачества. Фурманов дает реалистический портрет Чапаева, со всеми слабыми и сильными свойствами его натуры. «Как послушаю, аж самому охота умным жить. Он-то меня, совнаркомщик, и стал выучивать да просвещать. С тех пор уж все я по-другому разумею. Да и всю анархизму кинул – сам в большевики ступил…»
Облик Чапаева выражает силу и мощь народа. Неугасимая ненависть к богатеям, преданность революции и постоянная готовность вступить в бой за нее, талант полководца, беззаветная храбрость и отвага, мужество и стойкость – таковы черты, определяющие облик героя. На протяжении всего романа автор анализирует взаимоотношения героя с народом. Чапаев воплотил исконные черты русского трудового человека, отличающегося стихийной талантливостью, сметкой, трудолюбием, размахом чувств. В 1934 году выходит в свет фильм «Чапаев», поставленный братьями Васильевыми по роману Фурманова.
В начале 1925 года Фурманов публикует второе крупное произведение – роман «Мятеж», также построенный на документальной основе. Сюжет романа – история подавления вооруженного кулацкого мятежа в городе Верном в 1920 году. Роман «Мятеж» – закономерное и логическое развитие идейно-художественных принципов, заложенных в основу «Чапаева». Повесть пронизана романтикой борьбы, героикой поколения советских людей. Автор верит в торжество революционных идеалов: «Так здравствуй, новый труд на новой ниве!»
Последний этап своей жизни и деятельности Дмитрий Андреевич посвятил исключительно литературе, достойной Советской России, родной, горячо любимой страны.
«Книжкам своим я ставил пролетарскую, боевую, революционную цель: показать, как мы боролись во дни гражданской войны, показать без вычурности, без выдумки. Я писал исторические, научно проработанные вещи, дав их в художественной форме».
Начальник отдела обслуживания
Инга Гвоздь