Лев Толстой и Нобелевская премия
114 лет назад, 8 октября, Лев Николаевич Толстой отказался от Нобелевской премии.
В 1906 году мир облетела новость, что Лев Николаевич сам отказался от премии. Однако не стоит думать, что писателю её присудили, а он взял и отверг её. Дело в том, что сразу после первого награждения в европейском обществе началось волнение: многие деятели искусств подписали коллективное письмо Толстому, в котором говорили о том, что он единственный, кто достоин был первым получить эту награду.
Лев Толстой узнал об инициативе академии и решил не напрямую отказываться от премии, а написать письмо своему другу, писателю, переводчику его работ на финский язык – Арвиду Ярнефельту. В письме Толстой просил своего знакомого через шведских коллег постараться сделать так, чтобы ему не присуждали этой премии, ибо, если бы это случилось, ему было бы очень неприятно отказываться.
Ярнефельт выполнил это деликатное поручение, и премия была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи, имя которого сегодня известно разве что итальянским литературоведам.
Толстой этим был очень доволен. «Во-первых, – писал он, – это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».
После этого стали появляться мнения, что Льва Толстого вообще не хотели номинировать на столь престижную премию. Но это не так. Он сам отказался от нее, исходя из своих личных взглядов и убеждений. И имел на это полное право.
Но Толстой все-таки не учел одного обстоятельства: как покоренные творчеством писателя и невероятной глубиной его человеческой натуры тысячи людей по всему миру могли выразить ему свои восхищение и благодарность? Нобелевская премия и стала бы этой огромной человеческой признательностью.