Русский Лафонтен
Иван Иванович Дмитриев – русский поэт, баснописец, государственный деятель – родился 21 сентября 1760 года в Казанской (позднее Симбирской) губернии, в дворянской семье.
Писать, читать и считать мальчика учили дома, а на восьмом году отправили в Казань к деду А. А. Бекетову для прохождения образования в пансионе французского мещанина Манженя. Через год Бекетов перебрался вместе с внуками в Симбирск и после небольшого перерыва Дмитриев был определен в новый пансион, в котором изучал французский, немецкий и русский языки, историю, географию и математику.
После двух лет занятий одиннадцатилетнего мальчика отец забрал домой, решив сам руководить обучением сына. Домашнее обучение свелось к повторению написанных уроков, да к штудированию французской и немецкой грамматик.
Такие занятия, по словам Дмитриева, наводили на него «грусть и отвращение». Выручали книги, – пристрастившись ещё в казанском пансионе к «мечтательным приключениям» («Тысяча и одна ночь», «Похождения Робинзона Крузо» и т. д.), он с увлечением продолжал читать и в симбирской глуши.
Особое внимание привлекли многотомные «История кавалера де Гриё и Манон Леско». Роман аббата Прево позволил Дмитриеву «получить понятие о французской литературе» – о творчестве Мольера, Расина, Буало, он «возвысил» его душу и, наконец, помог ему овладеть французским языком.
Чтение Прево стало «эпохой» для Дмитриева: с этого времени, по словам поэта, начал он «читать французские книги уже не поневоле, а по охоте и впоследствии уже мог переводить Лафонтена.
Тогда же началось знакомство с сочинениями русских поэтов – Сумарокова, Ломоносова, Хераскова, Майкова.
Неожиданное событие изменило жизнь Дмитриева – с осени 1773 года началось восстание Пугачева. По обычаю того времени Дмитриев вместе со своим братом ещё с 1772 года были записаны в Семеновский гвардейский полк солдатами. Два года спустя Ивана Дмитриева определили в Петербургскую полковую школу – так началась военная карьера будущего поэта. Не имея к военной службе никакой склонности, он дослужил до чина полковника.
Иван Иванович Дмитриев хочет всецело заняться писательством, поэтому в конце 1799 года уходит в отставку. Но в 1806 году снова возвращается, уже на штатскую службу.
В 1810 году Дмитриев становится министром юстиции. Он хочет быть нужным Отечеству, но честному государственному деятелю пришлось столкнуться с интригами сослуживцев. Это заставило его в 1814 году выйти в отставку.
Интерес к поэзии у Дмитриева возник ещё в 1770-е годы. Большое влияние на его творчество имели стихотворения Гавриила Романовича Державина.
Известность Дмитриеву принесли стихотворные сказки и песни, публиковавшиеся в «Московском Журнале». 1794 год, по собственным словам Дмитриева, был для него самым «пиитическим годом». В этом году написаны лучшие его произведения – оды «К Волге», «Глас патриота на взятие Варшавы», «Ермак» и сатира «Чужой толк», сразу доставившие ему почетное место среди современных ему поэтов. «Ермак», – писал П. А. Вяземский, – мрачная и угрюмая картина, в коей поэзия та же живопись. Драматическое движение, данное сему произведению, есть опыт новый и мастерской».
Главное место в творчестве Дмитриева принадлежит басням. Им написано 80 басен, и современники называли его «русским Лафонтеном».
Басни и сказки Дмитриева, хотя они почти все переведены с французского, считались лучшим украшением его литературного века. Иван Иванович Дмитриев считал, что басню нужно писать красивым языком, придав ему лёгкость и поэзию. Баснописец – не моралист, а мудрый советчик. Басни Дмитриева наполнены личными чувствами, так как он использует не столько народный опыт, сколько собственный.
Басни Дмитриева исключали сатиру и грубый смех, они содержали важные моральные истины. Эта характеристика относится, например, к басне «Муха», которая считается одной из лучших в творчестве литератора.
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» – от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? – мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
Слова Мухи «мы пахали!» стали со времён Дмитриева крылатыми: так стали говорить о человеке, который стремится присвоить себе чужие труды. В басне порицаются люди, которые, будучи бездельниками, считают себя великими тружениками.
В басне «Воспитание Льва» Львенок, отданный на обучение Собаке, во время путешествия по стране узнает подлинную правду о бедственной жизни своего народа:
И Львенок в первый раз узнал насильство власти,
Народов нищету, зверей худые страсти:
Лиса ест кроликов, а Волк душит овец,
Оленя давит Барс; повсюду, наконец,
Могучие богаты,
Бессильные от них кряхтят,
Быки работают без платы,
А Обезьяну золотят.
Таково, хотя и выраженное басенным иносказанием, печальное положение подданных в самодержавном государстве. В подобной критике появилась гражданская позиция баснописца.
Басня «Два голубя» вошла в сборник «И мои безделки». В ней автор превозносит великое чувство дружбы и любви. Дружба – это то, на чем держится наш мир, поэтому нельзя относиться к ней пренебрежительно. Герои басни были давними друзьями, но один перестал ценить их дружбу, заскучал и улетел. Но в результате вернулся домой искалеченным. Новые впечатления не подарили счастья голубю, а лишь причинили боль, как он причинил боль товарищу, покинув его одного. В басне звучит призыв забыть о своих желаниях и подумать о чувствах ближних.
О вы, которых бог любви соединил!
Хотите ль странствовать? Забудьте гордый Нил
И дале ближнего ручья не разлучайтесь.
Чем любоваться вам? Друг другом восхищайтесь!
Пускай один в другом находит каждый час
Прекрасный, новый мир, всегда разнообразный!
Бывает ли в любви хоть миг для сердца праздный?
Любовь, поверьте мне, заменит все для вас.
До конца жизни Дмитриев, сохраняя «живое чутье к изящному», жил интересами словесности, к которой, по его словам, «не умерло сердце отставного поэта».
Ведущий библиотекарь Центра семейного чтения «На Плющихе»
И. Д. Устьянцева