«Часовник» – вторая датированная русская печатная книга
7 августа 1565 года первопечатник Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец приступили к изданию в Москве «Часовника» – следующей книги после их легендарного «Апостола», вышедшего годом ранее, и второй из датированных русских печатных книг.
В XVI веке процесс централизации земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы ускорился. В 1547 году великий князь московский Иван IV принял титул государя, царя и великого князя Всея Руси. Перед ним встал вопрос о распространении на территории Русского царства образования. Однако он столкнулся с серьёзной сложностью — стране остро не хватало книг.
Из-за того что книги переписывались вручную, их было очень мало, стоили они дорого, а переписчики часто допускали ошибки. А это было чревато опасными последствиями. Разночтения в религиозных текстах могли привести к возникновению расколов и ересей.
В 1552 году Иван Грозный, посоветовавшись с митрополитом Макарием, пришёл к выводу, что в России необходимо развивать книгопечатание. В Москву, согласно ряду исторических источников, были приглашены несколько западных мастеров, в частности, из Дании и Польши. Около 1563 года в Москве за государственный счёт был основан Печатный двор. Работу типографии возглавил Иван Фёдоров. Его главным помощником был Пётр Мстиславцев. 11 марта 1564 года ими была напечатана первая точно датированная книга в отечественной истории. Годом позже, 7 августа 1565 года, Иван Фёдоров издал в Москве вторую книгу – «Часовник».
«Часовник» – сборник повседневных молитв, который также использовали как учебник. Книга получила своё название от службы часов, которую она содержит. Это название и было на Руси до Книжной справы. Название было изменено в середине XVII века, была сделана ошибочная калька, когда вторую часть названия книги неверно перевели как «слово». Название книги «Часовник» заменили в результате Церковной реформы патриарха Никона на «Часослов». В настоящее время название книги «Часовник» сохранилось у старообрядцев.
Он был меньше по формату, чем «Апостол», и скромнее оформлен. Готовились к печатанию «Часовника» больше года, зато на сам процесс ушло меньше двух месяцев — работа завершилась в конце сентября, после чего они уехали из Москвы во Львов.
«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»
Иван Фёдоров
Первый тираж книги разошёлся быстро, после чего «Часовник» был издан повторно. По предположению учёных, второе издание делалось по заказу купцов и промышленников Строгановых. Всего сохранились шесть «Часовников», а от первого издания остался один экземпляр, который хранится в Брюсселе. Единственным экземпляром второго издания располагает Российская национальная библиотека в Петербурге.
Позже Иван Фёдоров издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник – «Азбуку», следуя своему жизненному принципу – «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Фёдоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году – Острожскую Библию.
Все издания Фёдорова являются ценными памятниками русской культуры, замечательными образцами печатного искусства 16 века. Книги отличаются четким красивым шрифтом, искусно гравированными украшениями – заставками, концовками, фигурными заглавными буквами. В большинстве случаев издания Фёдорова содержат «предисловия» и «послесловия», которые написаны от имени печатников. В них Фёдоров сообщил сведения по истории книгопечатания, рассказал о себе.
Помимо книгопечатания Иван Фёдоров занимался и другими ремеслами, был разносторонним мастером. Он отливал пушки и даже изобрёл многоствольную мортиру.
Ведущий библиотекарь Центра семейного чтения «На Плющихе»
И. Д. Устьянцева