Этот день в истории
А вы знаете, что 6 августа – День железнодорожных войск в России?
Первые формирования железнодорожных войск в Российской империи были созданы 6 августа 1851 года, когда император Николай I утвердил Положение о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, в соответствии с которым были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги.
Согласно «Положению», было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек. Это положило начало формированию первых военно-железнодорожных подразделений. Им было предписано поддержание в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечение бесперебойной работы станций, охрана мостов и железнодорожных переездов.
История Железнодорожных войск неразрывно связана с историей Российского государства, его Вооружённых Сил, железнодорожного транспорта России. Все эти годы военные железнодорожники вносили и вносят значительный вклад в укрепление обороноспособности страны и развитие её транспортной инфраструктуры.
Солдаты и офицеры железнодорожных войск участвовали во всех войнах и вооружённых конфликтах, выпавших на долю Российской империи, строительстве стратегических для государства железнодорожных магистралей, а также в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на железных дорогах страны.
С началом Великой Отечественной войны органам военных сообщений (ВОСО) и находившимся в их подчинении железнодорожным войскам были поставлены задачи по заграждению и техническому прикрытию железнодорожных объектов, обеспечению сосредоточения и развёртывания 1-го стратегического эшелона Вооружённых Сил, эвакуации граждан, подвижного состава и ценного имущества.
С первых же дней войны железнодорожные войска были поставлены перед необходимостью не только устраивать заграждения на своих железных дорогах, но и нередко вступать в бой с противником в качестве стрелковых частей.
Так, уже на рассвете 22 июня 1941 года 29-я железнодорожная бригада (командир-полковник Н. В. Верёвкин) строившая железнодорожную линию Вапнярка-Окница, вынуждена была занять оборону в системе укрепрайона, в упорных боях отражать атаки противника до подхода стрелковой дивизии.
8-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон под командованием майора Колесова сосредоточился на станции Свислочь Западной железной дороги для посадки в эшелон и отправки на участок Могилев-Кричев. 30 июня 1941 года на станцию Свислочь со стороны Бобруйска прорвались мотомеханизированные колонны противника, имеющие до 50 танков, артиллерию, бронемашины, пехоту.
Батальон вступил в бой, который длился 15 часов. В результате боя батальон понёс большие потери в людской силе и огневых средствах. Имея дело с превосходящими силами противника, батальон был вынужден выйти из боя и оторвался от противника.
Приведенные эпизоды – это лишь небольшая крупица тех боевых дел и героических подвигов, которые совершали военные железнодорожники, защищая родную землю от врага с оружием в руках наравне со стрелковыми частями. Железнодорожные части и соединения особенно отличились при обороне Москвы и Ленинграда, в битвах под Сталинградом и на Курской дуге, во время стратегических операций фронтов на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Прибалтике, в странах Восточной Европы и Германии.
Железнодорожные войска под руководством органов военных сообщений старались сделать все, чтобы затруднить использование коммуникаций на временно оккупированных территориях, помешать гитлеровцам наладить подвоз всего необходимого к фронту. Воины железнодорожных войск и военных сообщений отходя вместе с боевыми частями Красной Армии проводили мероприятия по заграждению железных дорог: эвакуировали технические средства, взрывали и минировали пути, мосты и другие сооружения.
От советских военных железнодорожников и восовцев требовались немалые усилия, умение, стойкость, чтобы обеспечить живучесть стальных перегонов. И они с честью справлялись с этой нелегкой миссией. Это признавал и враг.
Гитлеровский генерал Гудериан отмечал: «Железнодорожные линии русских, идущие с востока на Киев, во многих местах разрушались нашей авиацией, однако русские показали свое умение быстро их восстанавливать, и нам следовало поэтому смириться с возможностью появления свежих сил противника».
Есть много примеров, позволяющих судить о том, какие большие усилия требовались от воинов-железнодорожников в налаживании движения на магистралях. Вот один из них. Противник не жалел никаких средств, чтобы вывести из строя железнодорожный участок Торжок – Соблаго. На эту линию были сброшены тысячи бомб, от взрывов которых горели составы с боеприпасами, цистерны с горючим. Казалось, что можно сделать в этом аду? Но воины 15-й железнодорожной бригады подполковника В. В. Безвесильного тушили пожары, расцепляли составы и, уводя в тупик, маскировали и прятали их. Они засыпали воронки, укладывали шпалы и рельсы, одновременно отражая огнем зенитной артиллерии и пулеметов налеты фашистов авиации. Благодаря героическому труду воинов-железнодорожников станция Соблаго не прекращала работу ни на один день.
Всего за годы Великой Отечественной войны Железнодорожными войсками совместно со спецформированиями Народного комиссариата путей сообщения было восстановлено и построено почти 120 тыс. км главных, вторых и станционных путей, более 15 тыс. искусственных сооружений.
Благодаря упорному сопротивлению советских войск гитлеровский план «молниеносной войны» был сорван уже в первые месяцы Великой Отечественной войны. Активное участие в этом приняли воины железнодорожных войск и органов военных сообщений. На протяжении более ста пятидесяти лет военные железнодорожники самоотверженно и беззаветно служили и служат Отечеству.
Ведущий библиотекарь Центра семейного чтения «На Плющихе»
И. Д. Устьянцева