Морские авиаторы
Уважаемые читатели! А знаете ли вы, что 17 июля считается днем рождения морской авиации Военно-Морского флота России?
История российской морской авиации началась с победы русских летчиков в воздушном бою 17 июля 1916 года. К началу Первой мировой войны морская авиация в мире была развита крайне слабо, находясь в стадии первоначального создания. В ходе Первой мировой войны на вооружение воюющих стран начали поступать самолёты морской авиации, способные решать боевые задачи. К таким самолётам относились немецкий «Флугбот», французский «Борель» и английский «Авро».
Морская авиация в России зародилась накануне первой мировой войны в составе Императорского военно-воздушного флота на Балтийском и Черноморском флотах. В период 1910 — 1914 годов на флоте сначала был сделан выбор в пользу аэропланов, а затем в пользу гидроаэропланов, и к началу Великой войны морская авиации Русского Императорского флота практически представляла собой гидроавиацию.
В августе 1914 года введён в действие первый руководящий документ авиации флота России — «Положения о службе авиации в службе связи». За годы Первой мировой войны в Русском флоте был накоплен уникальный опыт строительства, управления и боевого применения морской авиации и воздухоплавания.
К концу 1917 года русская морская авиация состояла из Черноморской и Балтийской дивизий, насчитывавших соответственно 152 и 88 самолётов. Первая из них перестала существовать вместе с Черноморским флотом. А в годы Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожив свыше 5,5 тысячи самолетов противников.
Они были главной угрозой в боях на море для фашистов. В период Великой Отечественной войны морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах, со второй половины 1942 года несколько активизировалось её действие на море, а в 1943 и особенно в 1944 году усилия морской авиации были направлены главным образом против сил флота и морских объектов противника.
Непосредственно в Севастополе базировалась авиационная группа в количестве 82 самолетов, куда входили преимущественно истребители и гидросамолеты. Большего количества летательных аппаратов не могли принять оставшиеся аэродромы — два сухопутных и один морской. Уничтожение вражеской живой силы и техники на сухопутном фронте осуществлялось систематическими бомбардировочными и штурмовыми действиями авиации. Наиболее эффективно действовали по наземным войскам противника самолеты-штурмовики. Они причиняли врагу серьезный урон, а в отдельных случаях своими ударами предрешали исход боя сухопутных войск в нашу пользу.
Значительным достижением явилось тактическое взаимодействие самолетов и торпедных катеров при ударах по конвоям, что было особенно характерным для Северного флота. Взаимодействие авиации с подводными лодками носило оперативный характер. Всего на счету морских лётчиков 1015 потопленных кораблей и судов, более 5500 уничтоженных самолётов противника. 17 частей морской авиации стали гвардейскими, 57 — награждены орденами, 241 авиатору присвоено звание Герой Советского Союза, а Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков награждены второй медалью «Золотая Звезда».
no images were found
Сегодня армия и флот далеко не те, какими они были к концу Великой Отечественной войны. Это качественно новые Вооруженные силы, обладающие большими боевыми возможностями.
Войска морской авиации выполняют широкий спектр задач от обнаружения и уничтожения вражеских подлодок и ликвидации надводных авианосцев и других кораблей до прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха. Эти элитные войска ведут воздушную разведку, наводят на корабельные силы противника, уничтожают самолеты, вертолеты и крылатые ракеты. Этот род сил Военно-морского флота России участвует в минировании акватории, привлекается к противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе, поисково-спасательным работам на море.
Ведущий библиотекарь
И. Д. Устьянцева