Я частушку на частушку, как на ниточку, вяжу
В рамках Года народного творчества сегодня мы совершим путешествие в мир частушек. Итак, что же такое частушка? Частушка – короткая русская народная песня-четверостишие юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. Название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки».
Частушка – самый любимый и самый распространённый жанр устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще – гармони. Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, то веселая, подчас не без лукавства, то грустная, но обычно и в этом случае не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь. И рассчитаны частушки не просто на слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким возражением. Но чаще всего на частушку отвечают частушкой же:
Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.
Тематика частушек не поддается учету. Кажется, что она богаче и разнообразнее самой нашей жизни. Частушка все видит и все слышит, все хочет знать и знает. Есть частушки лирические, сельские, городские, озорные, политические и т. д. Детские частушки очень разнообразны, они смешные и нравятся детишкам любого возраста.
Частушки возникли почти одновременно в различных местах России. Каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, которое определяет ее характер — пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка. Нередко частушки указывают на место рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенок поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.
Частушки называют молодежным жанром. И не случайно. В частушках поется о том, что занимает, волнует молодых людей – парня и девушку, от подросткового возраста до брака. Мечты о любви, первые робкие признания и встречи, сомнения, раздумья, страдания и разочарования влюбленных, мечтания о замужестве или о женитьбе, их осуществление, или, чаще, несбыточность – вот основная канва, по которой «вышивается» любовная лирика частушек. Конфликтные ситуации в частушках создают различные препятствия: неодобрение родителей, измена, любовный треугольник, социальное неравенство.
Ты зачем же завлекала,
Когда я тебе не мил?
Ты бы с осени сказала,
Я бы зиму не ходил.
***
По селу хожу с Тимошкой,
А Тимошка мой – с гармошкой.
Он играет, напевает,
Ветер кудри развевает.
В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие. Революция, гражданская война… Красные и белые – те же русские люди – насмерть сражаются за свои идеи, за Советы или против Советов. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своём, о своей короткой молодости и любви:
Красны-белы, сложьте ружья,
Замиритеся войной,
Отпустите наших миленьких
Нераненых домой!
В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором. Красные пели:
Эх, яблочко, куда котишься,
В Вечека попадешь – не воротишься.
Дело в том, что отзывчивость на все многообразие жизни, краткость и доходчивость частушек позволили использовать ее как средство массовой агитации. И это началось еще до Октябрьской революции. Одна из частушек В. В. Маяковского, сложенная в начале первой мировой войны:
Неужели немец рыжий
Будет барином в Париже?
Нет уж, братцы – клином клин.
Он в Париж, а мы в Берлин!
А помните знаменитые «Октябрьские частушки» поэта?
Ходит в дырках, чуть жива,
лодка в страшном шторме.
Все сегодня буржуа
спрятались за шторы.
В октябре с небес не пух,
снег с небес валѝтся,
что-то наш Деникин вспух,
стал он криволѝцый.
Вспять не будет течь Ока
с сотворенья мира-с,
от бегов у Колчака
хвост кобылий вырос.
В частушках Великой Отечественной войны, пожалуй, ярче, чем когда-либо, проявилось единство личного и общего. Причем в силу особенностей частушек как лирического жанра общее, историческое стало личным делом их героев. Чувство родства оставшихся в тылу и воюющих с фашистами помогло устоять, сохранить уверенность в победе, победить.
Даже в страшные годы военного лихолетья наш народ не покидала бодрость духа и природный юмор. И частушки военных лет – прекрасное тому доказательство. В них есть всё – и трагические истории, и надежда на победу и светлое будущее, и ненависть к фашистам.
Мы с миленочком поедем
Воевать на парочку:
Он пойдет за командира,
Я – за санитарочку.
Частушка времён Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:
Мой милёнок на войне
Управляет ротою,
А я тоже не гуляю,
На быке работаю.
И, конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то далеко воюет:
Неужели пуля-дура,
Ягодиночку убьёт?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!
Пели частушки и солдаты на привале, между боями, подбадривая друг друга:
Бьем врага и в хвост и в гриву
Пулеметом, пушкою.
Меж боями в перерыв –
Боевой частушкою.
Особые частушки о Гитлере:
Ехал Гитлер на Москву
На машинах-таночках,
А оттуда, из Москвы –
На разбитых саночках.
Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут,
А советские машины
По Берлину побегут.
Возвращался внезапно высокий молодой парень с медалью и пустым рукавом – частушка жалостливо откликалась на возвращение. Приносили похоронку – частушка заходилась в рыдании:
На горушке качается
Невыжатая рожь…
Распроклятая Германия
Сгубила молодежь.
Санитары, покажите
Беленькую коечку.
Разрешите поглядеть
На раненого дролечку!
Исполняются частушки и сейчас. В селах Свердловской области, к примеру, сохранилась целая частушечная культура. Делятся по местности, темпу, характеру и даже национальному признаку – в крае-то и марийцы, и татары, и башкиры, и русские. На Липецкой земле и вовсе 13 различных частушечных форм: «Матаня», «Барыня», «Страдания», «Елецкие»…
Ох, подружка дорогая,
Сядем под боярышник.
Твой матаня гармонист,
А мой – балалаечник
На западе Брянской области чрезвычайно развита вокально-инструментальная традиция исполнения частушек. Этот жанр до сих пор остается одним из самых любимых среди местных жителей. Ни одно праздничное гулянье не обходится без пения частушек и танцев под частушечные инструментальные наигрыши. Как правило, сложившиеся в деревне инструментальные дуэты обладают богатым репертуаром частушечных и плясовых наигрышей, под которые местные жители не только поют припевки, но и танцуют. Наиболее популярными из них являются «Месяц», «На реченьку», «Семеновна», «Страдания», «Краковяк», «Сербиянка», «Яблочко» и др.
Как Семёновна
Сидит на лесенке.
Да про Семёновну
Поются песенки.
Артинский район Свердловской области можно считать одним из наиболее ярких и своеобразных частушечных очагов Среднего Урала. Частушки, бытующие здесь повсеместно, связаны с разными сторонами местной певческой традиции. Например, улошные, не сопровождающиеся пляской, а исполняемые во время прохода по деревенской улице; или под пляску, такие как «Цыганочка», «Семеновна», «Подгорная», «Камаринская», «Трепак» («Русского»), «Сербиянка», «Барыня»:
Как заслышу я гармошку,
Заиграет кровь ключом.
Увлеклась я гармонистом,
А гармошка – ни при чем!
Широко распространены частушки «под язык» – с «тырырыканьем», представляющим собой имитацию гармошечного наигрыша и исполняемым одной певицей. Наигрыш «Матаня» характерен для южнорусской фольклорной традиции, но встречается и в Центральной России.
Что, матаня, не пришел,
Когда было велено?
А теперь, мой дорогой,
Вся любовь потеряна.
Сибирские частушки разнообразны и по форме, и по содержанию. Тематически абсолютное большинство частушек посвящено любовной тематике, что определяется их спецификой отнесенности к молодежной среде: отношениям с любимым, в том числе – большинство – его измене. Также среди часто встречающихся бытовых тем – отношения с родителями. Отдельную в тематическом отношении группу представляют частушки, посвященные обсуждению злободневных для всего социума тем, связанных, в том числе, с оценкой государственной истории. Большинство современных сибирских частушек имеет «классическую» ритмическую организацию. Как и в любом фольклорном социуме, в Сибири поют частушки «мужские» и «женские».
Где-то, где-то заиграли,
Где-то забаянили.
Где мы с миленьким стояли,
Наше место заняли.
Разговаривай, гармошка,
Пересыпами дроби!
Ты плыви, плыви, частушка,
Вниз по матушке-Оби!
Мой миленочек хороший,
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула – он упал.
Хороши частушки наши,
И напев у них простой.
На сегодня петь закончим –
Ставим точку с запятой.
Начальник отдела обслуживания
Инга Гвоздь