Герои мифов и легенд
Мифология – не лженаука, это нечто совсем иное.
Из древних историй мы узнаем кое-что о
человеческом разуме и одновременно кое-что о себе.
Мэри Хоффман
Все мы с детства помним героев любимых сказок: Дюймовочку, гномов – друзей Белоснежки, Русалочку… А в отрочестве каждый из нас зачитывался «Мифами и легендами Древней Греции», где ни одно действие не обходилось без участия античных богов. Древние мифы оказывали и продолжают оказывать на нас большое влияние. Без знания греческой мифологии невозможно понять и оценить многие произведения искусства, с мифологическими сюжетами связаны различные крылатые выражения, из мифов взяты названия месяцев, планет, созвездий, химических элементов. Знать персонажей мифов и легенд не только полезно, но и очень интересно, поэтому им посвящена очередная выставка из цикла «Книга + Скульптура = Искусство». Рядом с увлекательными книгами здесь можно видеть фигурки единорога, драконов, фей, гномов, лесную кикимору и многих других загадочных существ.
В древних религиях Востока символом невидимых сил, возносящихся и нисходящих в пространстве между небесным миром идей и земным миром явлений, стали ангелы (от греч. aggelos – «вестник, посланник»), древнейшие изображения которых встречаются в искусстве Месопотамии и Индии. Ангелы незримы, они могут материализоваться по-разному и поэтому видятся людям в различных образах. Но чаще ангел даже не бестелесное существо, а символ озарения, просветления, мысленного вознесения от мира материального — к миру духовному. Согласно православному представлению, традицией стал образ Ангела-хранителя, через которого он может общаться с Богом, обращаться к нему за защитой и помощью. Ангел-хранитель сопровождает человека в его добрых делах в течение всей жизни, сражается за человека в его сердце.
Людям всегда казалась чудесным свойством способность птиц к полёту, человеческая фантазия создала немало мифов о птицах с особыми качествами. Существа с телом птицы и женским лицом — волшебные птице-девы Сирин и Алконост – пришли к нам из древнегреческих и византийских легенд. Сирин происходит от греческого слова «seiren» и отсылает нас к сиренам – сладкозвучным губительным персонажам из поэмы Гомера «Одиссея». В средневековых русских легендах Сирин считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве.
Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках, колтах и височных кольцах (Киев, Корсунь). Изображения сказочной птицы присутствуют на сундуках и прялках, вышивках и лубочных картинках. Каргопольские игрушечники до сих пор лепят её в виде птички-свистульки с женской головой.
Одним из символов европейской культуры является единорог, которого впервые описал древнегреческий писатель Ктесий Книдский (ок. 400 г. до н.э.).Считалось, что единственный рог существа имеет целебные свойства: если единорог начертил рогом крест на воде, этим он очистил отравленную воду лесного источника. В Средние века и в эпоху Возрождения аптекари за рог единорога требовали столько золота, сколько он весил. На самом деле длинные витые костяные стержни, которые выдавались за удивительный рог, были бивнями нарвалов – китообразных животных, обитающих в арктических морях.
В легендах рассказывается, что чудесный белый конь с рогом на лбу невероятно быстр и силён, никакому охотнику с ним не справиться. Но оставленной на поляне посреди леса милой красивой девушке, невинной и скромной, единорог с готовностью покоряется. Люди верили, что невинность и доброта способны усмирить самых диких зверей. Как символ чистоты и непорочности единорог часто встречается в гербах. Он изображался на шотландском и английском гербах, а затем занял свое место в гербе Великобритании в качестве щитодержателя.
Интересно, что изображение единорога встречается на полях «Изборника Святослава» 1073 года. Посох с чудесной силой, сделанный из «рога единорога» был у царя Ивана Грозного. С XVI века на стволах русских пушек, называемых инрогами, изображали единорога. Любопытно то, что советскую 122-мм гаубицу М-30 образца 1938 года, о которой маршал артиллерии Г. Ф. Одинцов сказал: «Лучше её уже ничего не может быть», назвали «Молотовским единорогом».
Человеческая фантазия, наделившая лошадь рогом и мудростью, нашла отражение в творчестве многих художников. Так, на выставке можно видеть композицию «Девушка и Единорог. Чистое сердце», созданную по модели Анны Стокс (Anne Stokes). Английская художница-иллюстратор в стиле фэнтези проживает в Лидсе. С раннего детства отец читал ей «Хоббита» и девочка полюбила мир фэнтези. Научившись художественному ремеслу, Анна создаёт миры с необыкновенными мистическими персонажами. Визитной карточкой её творчества являются изображения драконов и единорогов, которых она любит и отлично рисует. Её яркие, эмоциональные работы используются в игровой индустрии (ролевая игра «Dungeons & Dragons»), скульптурах, книгах, ювелирных украшениях, открытках и календарях.
Во множестве легенд и мифов встречаются драконы. Словом «дракон» (от греч. «drakwn» — «тот, кто зорко смотрит и наблюдает») обозначалось сказочное пресмыкающееся, которое всегда начеку и ясно видит многое.
В древнегреческих мифах дракон символизирует силу мрака и зла, с которой сражаются боги и герои: Зевс, Аполлон и Персей. «Прилетевшие» с запада драконы давно обосновались в русских былинах и сказках. Традиционно на Руси дракона называли Змеем. Он олицетворял вражескую силу, хитрость и коварство. Прозвище Змея Горыныча означает «житель горы» и говорит о связи этого персонажа русских былин с европейскими драконами, сторожившими сокровища в пещерах. Горыныч стережет границы волшебного «тридесятого царства за тридевятыми горами» и не пропускает «ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного». По одной из исторических версий, Змей Горыныч, возможно, стал олицетворением огненного оружия, с которым славяне впервые столкнулись в период татаро-монгольского нашествия.
Дракон изображен на Государственном гербе Российской Федерации. В качестве государственного символа мы встречаем его изображение на 10-ти и 50-ти копеечных монетах (само слово «копейка» — происходит от слова «копье»). Всадник, поражающий копьем дракона – Георгий Победоносец. Живший в III в. н.э. в Каппадокии, Георгий состоял на службе у римского императора Диоклетиана и был христианином. За исповедание христианской веры он был подвергнут жестоким пыткам и казнён в возрасте 30 лет. Со временем Георгий стал почитаться как мученик, а в V веке был признан святым и покровителем византийских императоров.
На Руси Святой Георгий (в народе — Егорий, Юрий) стал известен со времён принятия христианства в конце Х века. Очень много для утверждения памяти святого сделал киевский князь Ярослав Мудрый, принявший при крещении его имя. В стародавние времена странствующие сказители — «калики перехожие» — распевали духовные стихи о чудесном подвиге святого воина, победившего змия. На Руси была популярна легенда «Чудо Георгия о змие», рассказывающая о славной победе святого Георгия над драконом, державшим в страхе население города.
На выставке можно видеть репродукцию картины Н. К. Рериха «Свет побеждает тьму», в которой на примере победы святого воина над змеем художник отразил один из великих космических законов — борьбы и победы сил Света над силами зла.
В отличие от злобных драконов и Змеев Горынычей, библиотечные драконы сторожат книжные сокровища и даже сами читают книги при свечах, как это можно видеть на вышитой бисером картине.
На выставке-экспозиции можно встретить забавные фигурки гномов с книгами. В виде маленьких человечков с длинными бородами люди представляли этих духов подземного мира. Имя сказочным существам дал немецкий естествоиспытатель Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, более известный как Парацельс (1493-1541). Слово «гном» он произвёл от греческого «геномос», что значит «житель земли», «знающий землю». Считается, что гномы обитают в горных пещерах и старых каменоломнях и добывают в недрах земли драгоценные металлы, сторожат клады. Будучи искусными ремесленниками, они создают волшебные кольца, мечи, копья и кольчуги.
Духи-человечки неохотно уступают людям скрытые в земле богатства. Например, множество неприятностей доставлял горнякам гном Кобольд, подсовывая вместо настоящей руды пустую, из которой нельзя было выплавить металл. В 1733 году шведский химик Г. Брандт открыл в руде неизвестный металл и назвал его по имени этого гнома кобальтом. Ничуть не лучше был гном Никель, также «обманывавший» рудокопов. Через 18 лет после Г. Брандта его соотечественник и собрат в науке А. Кронштедт добыл из горной породы «купферникеля» («никелева медь») еще один не похожий на медь неизвестный металл и дал ему имя «никель». Так два брата-гнома «поселились» в таблице химических элементов.
Подземные человечки стали любимыми героями сказок и поверий средневековой Германии. В сказках братьев Гримм, В. Гауфа, Э. Гофмана и других писателей гномы, в зависимости от того, нравился им человек или нет, могли быть и добрыми, и злыми. Когда сказку «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм с большим успехом экранизировал Уолт Дисней, за полнометражный цветной мультфильм он получил в 1937 году целых восемь Оскаров: одну полноценную статую и семь маленьких – по числу гномов.
Кто из нас не помнит сказки про Золушку и Спящую красавицу, которым помогали добрые феи? Фея (в переводе с французского «feer» — «очаровывать», «околдовывать») – сказочное, мифическое существо. Первые упоминания о феях встречаются в кельтских и германских мифах и легендах, английских хрониках VIII-IX вв. Позднее феи фигурировали в произведениях У. Шекспира («Сон в летнюю ночь»), Дж. М. Барри («Питер Пэн»), сказках Г. Х. Андерсена и Ш. Перро, а также в сказочной повести А. Волкова («Волшебник изумрудного города»).
В самых древних источниках фей описывают по-разному. Это миниатюрные, добрые и прекрасные девушки с крылышками, духи природы или женщины – волшебницы, владеющие магическими знаниями. Традиционный атрибут фей – волшебная палочка, с помощью которых они творят чудеса.
В средневековой литературе особую известность приобрела Фея Моргана – хозяйка мифического острова Авалон (острова яблонь) – персонаж артуровского цикла. Гостям острова прекрасные феи предлагали волшебные яблоки, дарующие вечную молодость. Фея Моргана обладала навыком целительства, оборотничества, умела летать. В честь Морганы названо сложное оптическое явление в атмосфере — «фата-моргана» — миражи, возникающие из-за потоков раскаленного воздуха над горизонтом.
Обладая особыми знаниями и сверхъестественными способностями, феи могут быть дружелюбными и приносить удачу, но могут и злобно мстить человеку за обиду. Они внезапно появляются и исчезают, принимая различные образы. Как правило, феи ведут праздный образ жизни на лесных полянах, целыми днями они музицируют, танцуют и участвуют в роскошных пиршествах. Но маленькие хрупкие феи, поселившиеся на библиотечной выставке, поглощены чтением волшебных книг.
Интересный мифологический персонаж можно встретить в легендах славян. Лесное существо, иногда доброе и мудрое, иногда вредное и вздорное — Кикимора. Слово «кикимора» – древнерусское, состоит из двух слов: «кики» (горбатый, скрюченный) и «мора» (наваждение, сон, призрак). Согласно различным описаниям кикимору представляли в виде худенькой неряшливой старушки или красивой девушки с длинными распущенными волосами, в некоторых случаях — в виде маленькой, не взрослеющей девочки. Согласно народным представлениям, кикимора обладает способностью быть невидимой, быстро бегать, видеть на далёкое расстояние. Неугомонная кикимора не способна спокойно сидеть — она постоянно подпрыгивает.
Человек верил, что именно Болотная Кикимора заставляет его часами кружиться по болоту, заманивая в трясину. Она насылает неодолимый и беспробудный сон и забирает жизненную силу. Но враждебно настроенная к человеку, кикимора-болотница нежно лелеет все травки, мхи и болотные ягоды, охраняет змей и лягушек, птичьи гнёзда на кочках. Только бабушки-ворожеи да старики-травознаи могут удостоиться её внимания и помощи, конечно, если они знают законы жизни болотного мира.
Кикимора описана во многих художественных произведениях: романтической драме «Ижорский» В. Кюхельбекера, рассказах «Кикимора» Ореста Сомова и «Пугало» Н. Лескова, романе «Иверень» и сказках «Посолонь» А. Ремизова. Кикиморе посвящена одноименная симфоническая поэма А. Лядова и балет на ее основе. Болотные и лесные кикиморы — персонажи многих фильмов: «Весёлое волшебство», «Золотые рога», «Руслан и Людмила», «Там, на неведомых дорожках…» и др.
В рамках проекта «Сказочная карта России» родиной кикиморы в 2011 году был объявлен город Киров (Вятка), так как в нём есть Кикиморская гора. Любопытно, что в честь кикиморы назван род пауков с единственным видом Kikimora palustris («Кикимора болотная», 1988) и вид ложноскорпионов Roncus kikimora (1994). На выставке можно увидеть фигурку лесной кикиморы: укрывшись сухим осенним листиком, она прижимает к груди книгу и счастливо улыбается.
Сложно представить существо более загадочное и мистическое, чем кошка, которую с давних времен наделяли мифическими свойствами. В славянской религии неизменным спутником бога скота и земледелия Велеса был кот Баюн («баюн» — «говорун, рассказчик, краснобай» — от глагола «баять» — «рассказывать, говорить»). Его волшебный голос слышался проходящим мимо путникам за семь верст. Сидя на высоком железном столбе, своими сказками и речами он заманивал людей. Тем, кто не мог противостоять его волшебству, приходилось расставаться с жизнью. Но если кому-то удавалось изловить кота и приручить, то он обретал спасение от всех хворей и недугов, ведь сказки кота становились целебными для его хозяина.
В скандинавских эпосах кошки описывались как спутницы богини Фрейи — предводительницы валькирий, покровительницы эльфов и фей. Прекрасная Фрейя разъезжала по небу на колеснице, запряженной парой пушистых котов. Не менее распространенной является легенда о страшном черном Йольском коте, появившаяся в Исландии в XIX веке. Это огромное, ростом с быка, чудище обитало в горной пещере вместе с людоедкой-великаншей, похищающей ленивых и непослушных детей. Кот появлялся во время Йоля и забирал с собой тех, кто встречал праздник в старой одежке.
Жители Древнего Египта считали кошек священными животными и почитали их наравне с богами. Существовал религиозный культ богини Бастет, олицетворяющей домашний очаг и плодородие. До наших дней сохранились изображения божества, где она предстает девой с головой кошки или львицы. Для кошек, окруженных мистическим ореолом, строились богатые храмы, тела умерших животных бальзамировали и хоронили с почестями. Жрецы верили, что глаза кошки были окнами в другой мир, а из-за расширения и сужения зрачков их нередко сравнивали с солнцем.
Одной из богинь, которой поклонялись римляне, была Либертас — богиня независимости. Ее неизменно сопровождала кошка, также считавшаяся символом свободы. Вольноотпущенники поклонялись Либертас, поэтому на знаменах Спартака, предводителя восставших рабов, изображались кошки.
На выставке можно видеть удивительно реалистическую фигурку черного кота – предсказателя, оракула. Согласно поверьям, кошки способны видеть будущее и поступать в соответствии со своим предвидением. Представленный на выставке кот-оракул создан по дизайну известной английской художницы Лизы Паркер. Лиза специализируется на картинах с магическим уклоном. Благодаря своему таланту она раскрывает в картинах мир, полный волшебных существ. Особенно большой популярностью у любителей фэнтези и готического искусства пользуются ее мистические кошки.
Черный кот-оракул, обладающий мудростью и интуицией, в раздумье сидит перед магической доской. Своей лапкой он как будто может повернуть стрелку между буквами, словами «да» и «нет», «здравствуй» и «прощай». Мастерски сделанная статуэтка с удивительно точной передачей текстуры выглядит очень реалистично, так и хочется погладить этого черного красавца.
Но самый знаменитый российский кот-предсказатель по кличке Ахилл, напротив, – белоснежного цвета. Как потомственный эрмитажный кот, он доблестно охраняет шедевры музея от грызунов. Ахилл прославился своим умением предугадывать результаты матчей и игр. Например, во время Кубка конфедераций в Санкт-Петербурге верно угадал исход трех игр из четырех. Процедура предсказывания проста: пушистик выбирает между двумя мисками с едой, возле которых стоят флаги сборных, участвующих в поединке. Любопытно, что Ахилл – единственное животное, обладающее паспортом болельщика, который был вручен коту городским комитетом по спорту.
Заключение
Далекие мифы невероятно притягательны, их персонажи по-прежнему находят отражение в сегодняшнем дне, в сознании современного человека. Потому что в древних сказаниях заложены все ключевые аспекты бытия: отношения между земным и небесным, между людьми и богами, желание постичь сущность и сложность мира, извечные вопросы о будущем, проблемы жизни, смерти и судьбы.
Книги и скульптуры, представленные на выставке, помогут вам лучше понять и осмыслить эту необычную тему, разобраться в необъятном мире мифов, где действуют загадочные герои и персонажи.
Если вам не страшно войти в удивительный мир фантастических существ, приходите в библиотеку, где есть книги, в которых вы с ними встретитесь!
Ирина Фомичёва