Уроки общения
Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое –
делать самому то, что он советует делать другим, второе –
никогда не поступать против справедливости и третье –
терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.
Л. Н. Толстой
В 1995 году на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была утверждена декларация принципов толерантности (терпимости). А через два года было предложено отмечать Международный день толерантности 16 ноября.
Появлению данной международной декларации способствовала всё чаще встречающаяся в общественной жизни людей нетерпимость и даже агрессивность по отношению к малым группам людей, отличающихся от большинства, к примеру, цветом кожи, национальными традициями, культурой, вероисповеданием и т.д.
В связи с этим нам стало интересно, а знакомы ли обычные ученики с данной темой? Каким образом толерантность проявляется в школьной среде? Насколько она востребована там, где присутствует достаточно большое количество людей?
Юными экспертами, озвученной нами темы, стали ученики шестого класса общеобразовательной школы № 202.
Обсуждение мы начали с вопроса, какие качества необходимы человеку, чтобы он смог сформировать в себе толерантное поведение?
В эксперименте швейцарского психолога Жана Пиаже, который он проводил с детьми, было выявлено весьма любопытное свойство человека – эгоцентризм. В очень раннем возрасте эгоцентризм проявляется в неумении видеть, воссоздать то, что видят другие. Но оказалось, что эгоцентризмом обладают и взрослые. Эксперимент показывает, что для формирования толерантности человеку необходимо преодолевать свой эгоцентризм, нужно учиться видеть и понимать другого.
В ходе обсуждения мы с ребятами пришли к логичному выводу, что понимание другого человека возможно при условии, если ты, в первую очередь, будешь лучше понимать себя, будешь расширять возможности своего восприятия.
Но если толерантное отношение к людям – это нужное качество человека, то можно ли быть терпимым к преступлениям, совершаемым людьми? Все присутствующие хором отвечают, что нельзя. Как же быть в таком случае, ведь именно человек совершает поступки, в том числе и незаконные? Сложный вопрос. В своём выступлении профессор московской духовной академии А. И. Осипов говорит, что можно быть терпимым к человеку, можно посочувствовать алкоголику, наркоману и даже вору, но никак нельзя быть терпимым к пьянству, воровству, убийству. Но тогда возникает вопрос, как в поведении человека должно проявляться несогласие, протест против дурных поступков и разных преступлений? Клин клином? К счастью, в каждой стране существует законодательство, которое регулирует нормы поведения людей, а задача каждого, живущего в социуме – это всё-таки суметь остаться человеком независимо от различных обстоятельств. Обсудили с ребятами приемлемые формы выражения несогласия, борьбы против аморальных поступков людей. Например, акции протеста, разные виды общественного голосования, дискуссии, создание организаций помощи тем, кто оказался на пути беззакония по роковой ошибке и нуждается в поддержке.
Весьма занимательно прозвучали ответы ребят на вопрос, в каких видах профессий более всего нужно проявлять толерантность? «Там, где приходится больше всего общаться с людьми: продавцам-кассирам, врачам, учителям, водителям автобусов, такси» — ответили дети. А на вопрос, кому нужно больше терпения, учителям или ученикам, многие, на удивление, ответили, что учителям. «Ведь нас, учеников, много. А учителю нужно к каждому найти подход, а мы все разные» — высказались ребята. Особенно трудно, в контексте толерантности, подумали мы, приходится адвокатам, защищающим права подсудимых, совершивших, к примеру, тяжкие преступления.
Для продолжения диалога мы с ребятами рассмотрели два утверждения известных ораторов. Первое: «В практике толерантности твои враги лучшие учителя» — Далай Лама. И второе: «Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, что найти с ним общий язык» — Маргарет Тэтчер. О чём эти высказывания? Обсудили на конкретных примерах из жизни. Для первого высказывания выбрали случай взаимоотношений в спорте. В спорте, как мы решили, твой противник, является в каком-то смысле твоим врагом, ведь тебе нужно его победить. Чем сильнее, ловчее, способнее твой конкурент, тем больше у тебя шансов приобрести эти качества самому. Для второго выражения мы придумали случай, когда нам нужно организовать мероприятие с иностранцами. Для качественного проведения встречи придётся прибегнуть к помощи переводчика. Кого мы выберем? Профессионала своего дела, но не разделяющего с нами жизненные принципы или единомышленника, но очень плохо владеющего иностранным языком? Большинство ребят решили выбрать хорошего переводчика, а один ученик сказал, что это мероприятие он организует своими силами, то есть сам и будет переводчиком. Ну что же, весьма индивидуальный и смелый подход.
Говоря о толерантности сегодня, мы озвучили и противоположное явление, которое, к сожалению, часто можем наблюдать в обществе – это буллинг? В переводе с английского буллинг означает запугивание, третирование. В школьной среде это очень наглядно присутствует, когда компания подростков начинает выражать агрессию, как правило, к одному человеку, который отличается от них чем либо. Например, материальным, социальным или иным статусом, жизненными принципами, предпочтениями в одежде и т.д.
Совместно с ребятами искали пути решения этой сложной и нежелательной в обществе людей ситуации. Как научить агрессоров приемлемому поведению и как вести себя жертвам? Агрессорам, безусловно, нужно формировать навыки толерантного поведения, развиваться духовно, нравственно. Но, пришли к выводу, что этого можно достичь лишь тогда, когда в обществе будут образцы данного поведения. Продемонстрировать, привить нужные социальные поведенческие качества могут взрослые, если правильно организуют воспитательный процесс. Жертвам буллинга, как, впрочем, и всем остальным, полезно формировать психологический иммунитет. Это тема очень обширная и она требует особого внимания для обсуждения. Мы лишь сформулировали это определение, как умение сохранять душевное равновесие, здоровье в ответ на различные стрессовые ситуации, а также способность оказывать необходимое сопротивление.
В игре «В чём наше отличие, а в чём сходство друг с другом» школьники продемонстрировали умение видеть другого, замечать в нём как индивидуальные, личные качества, так и общие, присущие многим людям. По результатам игры участники признались, что находить в другом что-то общее с собой им оказалось сложнее, чем называть отличия. В большинстве случаев именно так и происходит. Как правило, мы чётко знаем, чем мы отличаемся от других, а вот найти совпадения бывает непросто. Возможно, это из одна из причин, по которой людям бывает так сложно договориться друг с другом.
Завершая нашу непростую, но интересную и очень важную тему обсуждения, подвели некоторые выводы:
- Толерантное поведение необходимо людям, живущим в обществе;
- Заставить быть толерантным нельзя, этому можно только научить в процессе воспитания, собственным примером;
- Терпимое отношение к людям, а не к жестоким, несправедливым поступкам;
- Формирование психологического иммунитета необходимо человеку для того, чтобы уметь грамотно выстраивать взаимоотношения людей друг с другом.
Благодарим учеников 6 «Б» класса МБОУ СОШ № 202, а также руководителя – Светлану Юрьевну, за активное участие в нашем мероприятии, посвященном Международному дню толерантности.
Заведующий сектором отдела обслуживания
Наталья Кресс