Нас собрал Толстой
Незабываемые впечатления остались от командировки на научно-практическую конференцию «100 лет без Толстого», проходившую с 8 по 10 декабря 2010 г. в Центральной библиотеке им. Л. Н. Толстого (г. Москва).
В ноябре прошлого года исполнилось 100 лет со дня присвоения нашей библиотеке имени Л. Н. Толстого, и остаться в стороне от конференции международного уровня, посвященной великому писателю, мы просто не имели права. Надо отдать должное организаторским способностям директора ЦБС Новиковой Н. Н., которая в конце финансового года смогла найти необходимые средства и приложила все усилия, чтобы эта поездка состоялась.
В Москву меня отправили не с пустыми руками. Для каждой библиотки-участницы был подготовлен комплект, в который входили: путеводители «Библиотека им. Л. Н. Толстого — 115 лет» и «Мы и время: семь библиотечных “Я”», настенный перекидной календарь на 2011 год «Централизованная библиотечная система им. Л. Н. Толстого» с множеством фотографий, отражающих жизнь нашей библиотеки, юбилейный выпуск газеты «Толстофф-инфо», блокнот и авторучка с символикой ЦБС им. Л. Н. Толстого. Кроме того, в комплекте были DVD-диски: «Толстой – это целый мир» (с разработками, посвященными творчеству Л. Н. Толстого), и «100 лет с именем Толстого» (с фильмами, посвященными истории и развитию нашей библиотеки). Отсканированные и красиво оформленные копии фотографий Л. Н. Толстого 1892 г. и 1906 г. – раритеты, подаренные библиотеке читателями в разные годы, — были подготовлены для директора музея Л. Н. Толстого В. Б. Ремизова, директора музея-усадьбы «Ясная Поляна» В. И. Толстого, а также для Центральной библиотеки им. Л. Н. Толстого г. Москвы (электронный вариант фотографий был и на DVD-диске «Толстой – это целый мир»).
Конференция состоялась в одной из старейших библиотек города Москвы – Центральной библиотеке № 146 им. Л.Н. Толстого Централизованной библиотечной системы № 1 ЮАО.
Библиотека была открыта по инициативе московской общественности и по решению Городской думы в 1908 году. Ее открытие было одной из форм чествования Л. Н. Толстого, которому исполнялось 80 лет. Его популярность в это время была необыкновенно велика, его идеи приобрели мировую известность. Льва Николаевича Толстого называли духовным лидером России.
Общественность Москвы готовилась достойно встретить 80-летний юбилей писателя и мыслителя, в городскую думу поступили многочисленные предложения по проведению юбилейный мероприятий. Предлагалась обширная программа чествования писателя путем открытия школ, народных библиотек его имени, размещения в них портретов, бюстов писателя, переиздания его произведений. Но все предложения по демонстрации всенародной любви к великому писателю в официальных кругах отвергались. Ни самодержавие, ни церковь в лице Синода не могли допустить никаких празднований – они боялись этим еще больше упрочить авторитет писателя, опасались выступления народных масс. Лев Николаевич Толстой, прекрасно понимая сложившуюся ситуацию, сам обратился с просьбой не устраивать никаких торжеств. И Дума нашла компромиссный вариант – открыть бесплатную библиотеку-читальню, присвоив ей имя Л. Н. Толстого.
Это предложение встретило много противников. В 1910 г. Синод отлучил его от церкви, и в связи с этим разгорелась борьба вокруг вопроса о том, возможно ли вообще присваивать имя Толстого культурно-просветительским учреждениям, поскольку юбиляр отрицает вероучение церкви. Учреждения, носящие имя Толстого не могут быть освящены, их не могут посещать священники.
Все это привело к тому, что намечавшееся на 28 августа 1908 года открытие библиотеки, которая изначально создавалась как именная «Толстовская» библиотека, не состоялось, и день 80-летия Толстого прошел почти незаметно. Не было никаких публичных или торжественных заседаний. Но все газеты опубликовали материалы, посвященные великому писателю. Юбиляру было направлено огромное количество телеграмм, только из Санкт-Петербурга их было отправлено 2500.
Как ни старалось правительство сделать юбилей незаметным, общественное движение в связи с чествованием писателя прокатилось по всей стране.
Несмотря на все препоны 21 ноября 1908 года без особых торжеств библиотека с согласия Градоначальника была открыта как «городская библиотека», без присвоения ей имени великого писателя. Хотя власти и запретили носить ей имя Толстого, население Замоскворечья, где она находилась, с этим не считалось. Читатели упорно называли ее «Толстовской», а библиотекари решительно ставили на книгах овальную печать «Городская библиотека-читальня имени Л. Н. Толстого». Библиотека, расположившаяся по адресу: Софийская набережная, д. 146, занимала тогда две комнаты (в одной была размещено 3тысячи экз. книг, в другой была устроена читальня, в основном книги выдавались на дом). В штате библиотеке работали 4 сотрудника, которые выдержали огромный конкурс на почетную должность библиотекаря.
Л. Н. Толстой воспринял открытие общедоступной бесплатной библиотеки как выражение любви и уважения к нему. Известный скульптор Н. Андреев подарил библиотеке бронзовый бюст писателя. Вскоре после смерти Толстого Софья Андреевна передала библиотеке много книг из его личного собрания вместе с большим старинным шкафом, который сотрудники до сих пор хранят как драгоценную реликвию.
Судьба библиотеки складывалась непросто, она много раз переезжала, и в настоящее время находится по адресу Каширское шоссе, 16.
С 2005 года она носит статус информационного интеллект-центра.
Несколько цифр: фонд библиотеки – около 200 000 единиц хранения, подписка – около 500 наименований журналов и газет, ежегодно посещают библиотеку около 90 тыс. человек, в библиотеке имеется почти 80 компьютеров (для сотрудников и пользователей).
Если отвлечься от впечатляющих цифр, то стоит упомянуть о необыкновенно красивой и уютной литературно-музыкальной гостиной «У Льва Толстого», в которой проходят Толстовские чтения, лекции, встречи с потомками Л. Н. Толстого, с различными интересными людьми. Например, совсем недавно прошло мероприятие, посвященное художникам-иллюстраторам произведений Л. Н. Толстого, на котором присутствовали потомки художника Е. Лансере и др. Массовые мероприятия проходят в библиотеке каждый день, это и заседания различных клубов (клуб «КЛИО» (клуб любителей истории), литературный клуб «Верность» и др.), и многое другое, но обязательно каждый четверг проходит мероприятие, посвященное именно Толстому. Забегая вперед, скажу, что 9 декабря (в четверг) в этой гостиной нам показали моноспектакль «Разумеется, да…», посвященный судьбе С. А. Толстой, основанный на ее дневниковых записях и письмах того времени, когда она готовилась принять предложение Толстого стать его женой.
В этой уникальной библиотеке, которая является частью культурного достояния города Москвы и состоялась научно-практическая конференция «100 лет без Толстого».
Целью конференции, в работе которой приняли активное участие библиотекари из Москвы, Перми, Ижевска, Новосибирска, Тулы, Серпухова, Подольска, Чехова, было стремление почтить память Л. Н. Толстого, показать значение его личности и творчества для современников, осветить опыт работы библиотек, носящих имя Л. Н. Толстого.
Утром 8 декабря, когда мы только вошли в здание библиотеки, сразу же поразил ее интерьер, где буквально все пространство посвящено жизни и творчеству Толстого: многочисленные стенды, выставки, просмотры, красиво оформленные мудрые высказывания Толстого, куда бы не падал взгляд – все рассказывало о нем. Встретили нас очень приветливо и доброжелательно, после регистрации и раздачи папок с материалами конференции (с программой работы конференции, блокнотом, ручкой с символикой библиотеки), провели экскурсию по залам библиотеки.
После краткого приветственного слова директора ГУК «ЦБС №1 ЮАО» Е. Н. Карымовой, тепло приветствовавшей всех гостей и участников, с докладом «Личность Толстого в поисках смысла жизни» выступил В. Б. Ремизов – директор Государственного музея Л. Н. Толстого, кандидат филологических наук, заслуженный учитель России.
Настоящий мастер слова, Виталий Борисович сумел донести до каждого слушателя свое понимание того могучего явления мировой культуры, которое называется Л. Н. Толстой, «Сурового гения», который рождается раз в 500-1000 лет. Он рассказал, что Толстой – это университет самообразования. Он не хотел учиться по системе, но он проделал совершенно гигантскую работу на первом и втором курсах Казанского университета. Уже тогда мысль неевклидовой геометрии Лобачевского западает ему в душу и он создает, образно говоря, неевклидову геометрию человеческой духовной жизни.
По своей природе Толстой обладал тремя особенностями: первое — фантастической восприимчивостью мира и фантастической памятью на все это. Второе – чистота нравственного чувства. Что бы Толстой не описывал, все равно он описывает это с точки зрения вот этой чистоты, как задумано небесами, как задумано по божественному промыслу. И третий момент — это диалектика души. Толстой все время разный. Диалектика души, это повороты, падения, но эти падения вызваны не тем, что ты был плох и стал хорош, а это вызвано борьбой в тебе добра и зла. И когда добро побеждает, ты выходишь из этого состояния, из этой ямы, в которой ты мог оказаться, но ты выходишь на другую высоту, ты преодолеваешь. Толстой родился живым, обыкновенным, чувствовал плоть мира. И в то же время ему было дано другое – высвобождение себя от плотской зависимости. И вся его жизнь протекала таким образом, что с десятилетиями он поднимался выше и выше.
И в финале своей жизни это уже был святой человек, это была святость в понимании мира, колоссальной нравственной ответственности за судьбу каждого ближнего. Причем он прошел через величайшие мудрости, изучал постоянно иностранные языки в зрелом возрасте. Он изучил древнееврейский, чтобы читать церковные тексты в оригиналах. В период изучения древнегреческого он пишет: «Видел во сне Гомера, говорил с ним по-древнегречески». В 80 лет он садится за изучение голландского языка. «Познавая язык чужого народа, я познаю душу этого народа, и начинаю понимать, что все мы одинаковы в божественном замысле, и это нас роднит, и вот это должно стать основой для нашего единения на этой земле».
Виталий Борисович рассказал, что после окончания университета он проработал в музее Ясная Поляна 14 лет. И после одной из первых экскурсий ему был задан вопрос: в чем видел смысл жизни Лев Николаевич? Он начал рассказывать об этом и понял, как это скучно. Потому что смысл жизни нельзя рассказывать, к смыслу жизни надо подводить человека, а открывать этот смысл жизни он должен сам. Толстой через свои философские сочинения ставил читателя в эту ситуацию откровения, поиска, раздумья.
Но самое главное в Толстом – культ неповторимости каждой личности, пришедшей на эту Землю. Надо не ценить, а ставить выше всякой цены каждую жизнь человеческую. А чтобы ставить эту жизнь выше, мы должны предполагать, что у каждого человека есть право быть свободным. Что самое сокровенное желание человека – любить и быть любимым, и это – божественное начало в человеке, потребность в любви.
Что касается отношений Толстого и церкви, вопрос вот в чем. Толстой – гений, который понимал, что существует много форм веры – иудаизм, буддизм, христианство, магометанство и т.д., и все они по-разному истолковывают отношения человека с Богом, все они по-разному ведут человека к небесам. Но ему казалось, что когда есть посредник, он может ошибаться. А разве мало было религиозных войн, когда фанатизм приводил к братоубийственным уничтожениям.
Когда человек передоверяет себя, свою душу, свою совесть кому-то другому, кто может гарантировать, что тот другой не воспользуется этим? Благо, есть Серафим Саровский, Сергий Радонежский, но были же разные люди.
Поэтому Толстой предупреждал человека, что все надо поверять разумом, поэтому тебе Бог и дал разум, и ты стоишь на позициях разума и веры. Лев Николаевич писал, что когда ослабевает разум, он на помощь зовет сердце. Без сердца нет человека, нет жизни.
Фет прекрасно сказал о Толстом: «Толстой – это ум сердца». И он жил в этой гармонии, и ум, и сердце как неразрывное целое. Так он выстраивал свое отношение к Богу. И естественно ему казалось, что нет ничего выше и прекраснее Христа, вот это идеал, это настоящее служение Богу. Другое дело, что он не считал его богочеловеком, а считал его величайшим пророком, считал его идеалом. Один из священников сказал: «Что бы Толстой там не говорил, но, по сути, он его воспринимал как Бога». Никогда Христа ни с кем не сравнивал, потому что была некая высота, до которой никто никогда не в состоянии подняться.
Колоссальный интерес к Толстому проявляется в зарубежных странах. И в основе этого всемерная отзывчивость Толстого. Он глубоко заглянул в человеческую душу, и оказалось, что японец, англичанин, француз, латиноамериканец видят себя, узнают себя в этом мире. Он умел говорить о самом сложном, но умел говорить просто, на языке человеческого понимания.
Сейчас идет могучая волна дней памяти по всему миру, практически во всех странах. Наш музей открыл выставку в Финляндии, в Швейцарии, Германии, открыл фотовыставки в Нью-Йорке, в разных городах Канады, Португалии, Испании, в Варшаве, в Астане, в Индии. Когда вроде бы ЮНЕСКО запретило праздновать столетие, сказало, что не будем смерть отмечать, будем отмечать рождение, вдруг Толстой по-другому прозвучал в связи со своим столетием. Потому что смерть Толстого – это начало новой жизни мира, смерть Толстого обозначала, что или человечество идет по пути непротивления злу насилием, ищет другие пути общения, или оно будет истекать кровью.
Запад сейчас ищет духовные рычаги выхода из духовного кризиса. А мы сейчас, в силу массовой нищеты, испытываем огромный духовный кризис. Толстой об этом писал, он с этой точки зрения сейчас очень актуален. Потому что мы рассуждаем с точки зрения не любви к народу, мы все любим какие-то идеи, но не видим, что за этим стоит человеческая судьба, и как все эти идеи влияют на человеческие души, мы теряем одно поколение за другим. И вот этот верх меркантилизма и прагматизма, какой-то жажды быть богатым, быть всегда на острие каких-то шоу-явлений мы наблюдаем сейчас.
Дай Бог, чтобы мы скорее поняли, что это страшный путь, это путь в бездну. И очень важно противостоять этой бездуховности, в том числе с помощью пропаганды и продвижения творческого наследия великого писателя.
Никого не оставило равнодушным увлекательное и искрометное выступление Людмилы Михайловны Новожиловой – старшего научного сотрудника отдела комплектования и новых поступлений музея-усадьбы «Ясная Поляна», посвященное работе с творческим наследием писателя и широкому общению с многочисленными потомками Льва Николаевича.
В 2008 году насчитывалось 355 прямых потомков Льва Николаевича Толстого, которые проживают во многих странах мира: России, Франции, США, Швеции, Италии, Швейцарии, Германии, Чехии, Канаде, Англии, Марокко (всего в 25 странах).
Людмила Михайловна рассказала о необыкновенной судьбе его незаурядного внука – Ильюшка (Ильи Андреевича), отважного путешественника, кинооператора, создателя первого в мире океанариума во Флориде.
Он родился 3 февраля 1903 г. В 1917 г. поступил в земледельческую школу, служил управляющим совхоза «Ясная Поляна». В 1921 г., будучи членом американского «Общества друзей (квакеров)», принимал участие в сборе средств для голодающих. В 1923 г. по религиозным убеждениям он отказался от военной службы и был выслан за границу, уехал в Англию, а затем в Америку. Учился в университете на сельскохозяйственном факультете (не закончил), объезжал лошадей, участвовал в экспедициях по Америке, изучал жизнь индейцев, работал на Аляске. Он занимался подводной съемкой на Тихом океане, в Гватемале, на Бермудах и др., является одним из создателей и руководителей «Морского стадиона» в г. Маринленд (Marineland) (Флорида, США).
По приказу Рузвельта он осуществил военно-дипломатическую экспедицию из США в Тибет в годы Второй мировой войны, оставил значительное научно и исторически ценное наследие в виде около 240 фотографий Тибета начала 1940-х гг. Во время второй мировой войны пошел добровольцем в армию, служил в Китае, в военных действиях участия не принимал.
П. В. Басинский, редактор «Российской газеты», известный писатель и журналист, провел презентацию своей книги «Лев Толстой: Бегство из рая». Он остановился на непростой истории ее создания (на основе дневников, писем, записок), сделал попытку проанализировать причины его семейной драмы и тайнах подписания им духовного завещания. Павел Валерьевич рассказал нам о сложных проблемах внутрисемейных отношений, а главное — об отсутствии возможности для компромисса между С. А. Толстой и В. Г. Чертковым.
В завершение первого дня работы с сообщением «Л. Н. Толстой глазами японцев» выступила Сергиева О. В., ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра «Информкультура» РГБ.
9 декабря заседание конференции открыла Тихонычева М. Д., ректор института языков и культур им. Л.Н. Толстого, кандидат педагогических наук. В своем докладе она подробно остановилась на философско-религиозных взглядах Л. Н. Толстого, высказала целесообразность продолжить исследования истории взаимоотношений Толстого и церкви, а также отметила необходимость преодоления сложной ситуации замалчивания, сложившейся вокруг Льва Николаевича в последние годы.
Внимание всех участников конференции привлекли выступления представителей культурных центров при Посольствах Словакии и Индии на тему «Опыт работы культурных центров по популяризации жизни и творчества Л. Н. Толстого». В частности, г. Санджай Веди, заместитель директора Культурного Центра им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве, отметил, что великие мысли Льва Толстого до сих пор имеют огромное значение в современном мире, рассказал о популярности выставки «Лев Толстой – Махатма Ганди», а также о необходимости дальнейшего освоения духовного наследия Л. Н. Толстого и Махатмы Ганди, открывших новым поколениям пути совершенствования мира.
С докладом «История и современность библиотеки им. Л. Н. Толстого» выступила Елена Николаевна Карымова, директор ГУК г. Москвы «ЦБС № 1 ЮАО». Она подробно осветила работу по проекту «Народная библиотека», посвященному воссозданию истории развития библиотеки, сопровождавшуюся кропотливыми разысканиями в различных архивах, библиотеках, музеях. На основе огромного количества материалов была создана уникальная база данных, позволяющая проследить жизнь библиотеки не только по годам, но и по месяцам на протяжении 100 лет, был подготовлен и выпущен уникальный сборник «Народная библиотека». Воплощение в жизнь программы «Толстой объединяет истине служить», проведение акции «100 лет служения Москве читающей», создание Толстовского сектора — все в деятельности библиотеки направлено на пропаганду творчества великого писателя.
Продолжила рассказ о работе библиотеки в Год памяти великого писателя зам. директора И. М. Туманова, поделившаяся опытом работы специалистов Толстовского сектора. Внимание всех присутствующих было привлечено сообщением об авто турне «Большая дорога в Ясную Поляну», проходившем при активном участии сотрудников библиотек и администрации городов Подольска, Чехова, Серпухова, Тулы. Лев Николаевич трижды ходил пешком из Москвы в Ясную Поляну через эти старинные русские города, и авто турне полностью повторило его маршрут. Целью этого масштабного события было стремление показать самым разным людям, что Толстой современен и сегодня.
Опытом работы именных толстовских библиотек по продвижению творческого наследия писателя поделились представители библиотек из Тулы, Подольска, Серпухова, Чехова, Перми, Ижевска, Новосибирска.
Каждое выступление было по-своему информативным и интересным, рассказывало о циклах мероприятиях, различных акциях, библиографических пособиях, посвященных жизни и творчеству Л. Н. Толстого и адресованных самой широкой аудитории. К сожалению, в рамках сообщения невозможно остановиться на каждом выступлении подробно, но нужно отдать должное – работа в библиотеках по продвижению наследия великого писателя ведется на самом высоком уровне.
Участие в таком обсуждении – уникальная возможность для всех библиотекарей поделиться своим опытом и воспринять новые формы работы у своих коллег.
В заключение работы конференции состоялось обсуждение предложения о создании общероссийской ассоциации библиотек им. Л. Н. Толстого, на котором все участники выразили свое желание и готовность принять в этом активное участие.
Московские коллеги планируют выпуск сборника материалов, в который войдут выступления участников конференции, что создаст дополнительную возможность подробно изучить и проанализировать работу библиотек.
Утром 10 декабря мы посетили Центральную детскую библиотеку № 101, которая была открыта в 1961 г. по адресу: ул. Воронежская, 10. Эта библиотека – центр чтения и досуга для детей микрорайона.
Библиотека имеет следующую структуру: абонементы (обслуживающие детей младшего и старшего возраста), читальный зал, комнату развивающих игр, зал периодики и др.
Логотип библиотеки — замечательный червячок — «Книговичок», знаток книг, любознательный, непоседливый и чрезвычайно общительный.
Посещение детской библиотеки оставило огромное впечатление и от великолепно оформленных помещений, специальной мебели, яркого оформления многочисленных выставок, изобилия книг и периодических изданий (более 200 наименований журналов и газет).
Работа конференции не ограничилась рассмотрением профессиональных аспектов работы. Московские коллеги предложили нам большую культурную программу: обзорную экскурсию по Москве, моноспектакль «Разумеется, да…», экскурсию в сокровищницу русского искусства — Третьяковскую галерею и музей «Хамовники».
Моноспектакль, посвященный судьбе С. А. Толстой, оказался необыкновенно интересным (режиссер-постановщик Светлана Силантьева, концертмейстер Василиса Белова). Он проходил в стенах литературно-музыкальной гостиной «У Льва Толстого». «Разумеется, да…» – ответила Софья Андреевна Берс на предложение Льва Николаевича Толстого стать его женой. С этого дня и этих слов 149 лет назад началась история, длившаяся на земле почти полвека. Отношения этой пары занимали воображение не только их современников. До настоящего дня о них спорят, рассуждают, задают вопросы, критики судят – и это лучшее доказательство значительности и привлекательности этой пары.
В исполнении актрисы прозвучали воспоминания и дневниковые записи С. А. Берс, а также те музыкальные произведения (русские народные песни и романсы), которые звучали в знаковые моменты жизни Льва Николаевича и Софьи Андреевны.
Блистательная актриса Ольга Матвеева не только рассказывала и пела, но и увлекательно обыгрывала различные ситуации с помощью реквизита «по мотивам» мебели Яснополянского дома Л. Н. Толстого, использования «куколок-скелетцев». Она удивительно хорошо передала образ невесты, которая с волнением готовится стать верной спутницей гениального человека. И все это было настолько трогательно донесено до нас, что в конце спектакля у многих были слезы на глазах.
Экскурсия в Третьяковскую галерею была заказана заранее, нам выделили одного из лучших экскурсоводов. Помимо основной экспозиции (которая как всегда «пролилась бальзамом на душу») мы с большим удовольствием посмотрели также две уникальные выставки: «Карандашный рисунок: от Ореста Кипренского до Казимира Малевича» и «Иван Хруцкий: искусство в диалоге культур» (к 200-летию со дня рождения художника «цветов и плодов»). Впервые в истории Третьяковки были собраны его картины из фондов галереи и Национального художественного музея Республики Беларусь. Выставка очень понравилась, но не меньший восторг мы испытали и на выставке русского рисунка, расположенной в шести (!) залах музея. Можно прямо признаться, что мы любовались рисунками и гордились нашими талантами.
Большой след в душе каждого из нас оставила экскурсия в музей-усадьбу Л. Н. Толстого «Хамовники», где семья Толстого прожила 19 зим – с 1882 по 1901 годы. Директор музея и уникальный экскурсовод — Николай Николаевич Хитайленко провел нас по 16-ти комнатам, в которых размещены 6000 подлинных предметов обстановки. Видеть это было удивительно – все стояло на своих местах, как и много лет назад! После смерти писателя городская управа купила у Софьи Андреевны только обстановку его кабинета и рабочей комнаты. Остальные предметы она, предчувствуя судьбу дома, перевезла на склады, подробно описав обстановку каждой комнаты. Когда в 1921 дом стал музеем Л. Н. Толстого, все предметы обстановки вернулись на свои места, начиная с игрушек и рабочих тетрадок детей, и заканчивая письменными принадлежностями на столе Толстого, за которым было написано более 100 произведений («Воскресение», «Крейцерова соната», пьесы «Живой труп», «Плоды просвещения» и многое другое).
Рассказ Николая Николаевича Хитайленко, выходивший далеко за рамки обычной экскурсии, окружение подлинной обстановки, чудесным образом сохранившихся предметов быта семьи Толстых создавали особую атмосферу и ощущение, что хозяева вышли на минутку и сейчас вернутся в дом, окружат гостей с приветствиями и расспросами. Возможность увидеть своими глазами «святая святых» — кабинет Льва Николаевича, его стол, за которым были созданы его бессмертные произведения – это дорогого стоит и запомнится навсегда.
Время пребывания в Москве пролетело как один миг. На всех фотографиях, сделанных на конференции, можно увидеть одухотворенные, восторженные лица, чувствуется особый подъем и хорошее настроение всех присутствующих.
Мы были очень благодарны всем организаторам конференции за высокий уровень, на котором она прошла, и плодотворную работу, за теплое дружеское общение и внимание к нам – гостям из разных городов. М, конечно, надеемся на дальнейшее сотрудничество и развитие партнерских отношений с нашими коллегами, а также на то, что такие встречи не станут исключением в нашей библиотечной жизни.
Главный библиограф ЦРБ им. Л.Н.Толстого
И.Б.Фомичёва