Толстой объемлет целый мир

13 октября состоялся онлайн-диалог «С именем Толстого» между сотрудниками именных библиотек – Костанайской ОУНБ им. Л. Н. Толстого и новосибирской библиотекой им. Л. Н. Толстого, в котором также приняли участие костанайские поэты и писатели.
Специалист отдела краеведческой литературы Костанайской ОУНБ, поэт и писатель Алексей Васильевич Олексюк сообщил о том, что в мире насчитывается более 30 библиотек имени Льва Толстого – в России, Белоруссии, Казахстане и других странах. Для любой библиотеки удостоиться присвоения этого имя – большая честь и ко многому обязывающая ответственность. Для многих сотрудников именных библиотек и читателей, которые приходят в «Толстовки» большое значение имеют ключевые слова «имени Толстого».

А. В. Олексюк рассказал, что первая публичная библиотека была открыта в 1894 году в Народном доме г. Кустаная, а с 1937 года она получила статус областной. В 1949 году, в 120-летний юбилей Л. Н. Толстого, библиотеке было присвоено его имя. Это произошло не случайно: значительно раньше в библиотеке был организован Толстовский уголок, в фонде хранилось большое количество его книг на разных языках. Особый интерес вызывает бережно хранящаяся неопубликованная переписка Толстого с читателями-крестьянами Василием Исаевичем Касивановым, И. В. Колесниковым и другими. По их просьбе Толстой неоднократно отправлял им посылки со своими книгами, которые обычно читались вслух при больших собраниях крестьян. До наших дней эти книги не дошли, но тогда они сослужили свою добрую службу. Идеи Толстого нашли большой отклик в крестьянской среде. Гуманизм Льва Николаевича, его стремление нравственным примером изменить общественные отношения оказывали сильное воздействие на людей. В отдаленные уголки Российской империи он отправлял письма, а письма кустанайцев использовал в своих публицистических статьях.

По сути, Лев Толстой давно присутствовал в культурном поле Казахстана. Летом 1862 года он приезжал в Казахстан, в провинциальный городок Уральск, чтобы навестить своего приятеля по Крымской войне, генерала и писателя Аркадия Дмитриевича Столыпина, отца будущего великого реформатора Петра Аркадьевича Столыпина. С А. Д. Столыпиным он ходил в ночные вылазки в осажденном Севастополе, а теперь хотел посмотреть на проводимые другом преобразования в области культуры и народного просвещения. Толстой жил в юрте, изучал быт коренных жителей и занятия уральских казаков, что позднее стало материалом для его рассказов «За что?», «Ильяс» и др.

Возвращаясь к истории библиотеки, А. В. Олексюк подтвердил, что для библиотеки и читателей имя Толстого значит очень многое: его великие произведения не стоят на полках, они постоянно в читательских руках. Творческое наследие великого писателя продолжает оказывать влияние, заставляет людей мыслить и творить. В фонде библиотеки огромное количество изданий, в том числе на казахском, на французском, английском и других языках. Интересно, что в Костанае есть улица имени Льва Толстого, которая до 6 августа 1917 носила название «Царская». Это еще одно свидетельство высокого авторитета имени писателя для жителей города.

Далее слово было предоставлено новосибирским коллегам. Главный библиограф МКУК ЦБС Октябрьского района Ирина Фомичева рассказала историю старейшей библиотеки города, основанной инженером путей сообщения Г. М. Будаговым в 1894 году, которой в 1910 году было присвоено имя великого писателя. С большой долей вероятности одним из её читателей был колёсный мастер Василий Иванович Ермохин, который переписывался и лично встречался с Толстым в Ясной Поляне. В письмах они обсуждали многие философские вопросы, в том числе отношение к смертной казни. Лев Толстой был её ярым противником, видел в ней как бы двойное убийство: телесную смерть приговорённого к казни и духовную смерть исполнителей. Новониколаевский мастер Ермохин был одним из тех, кто пришёл к Толстому с духовными нуждами и нашел у него отклик и сочувствие.

Юрий Яковлевич Бондаренко, кандидат философских наук, профессор КГУ им. А. Байтурсынова добавил, что и в настоящее время нет единого мнения на вопрос о смертной казни. Наверное, если бы Лев Толстой посмотрел на то, что совершается сейчас, возможно, он пересмотрел бы свои взгляды. Бондаренко отметил, что в наше трагическое время, когда активно всходят семена зла, наблюдается эскалация насилия, нам всем очень не хватает личностей масштаба Толстого. Время даёт много примеров негативного воздействия идей насилия, которые очень быстро распространяются. Во время Великой Отечественной войны и после нее, когда мир стоял накануне ядерной катастрофы, многие ученые выступали с заявлениями против войны и насилия. Сейчас почти не слышно авторитетных голосов, а их так необходимо услышать.

Любопытный факт сообщил Евгений Викторович Демидович, преподаватель культурологии и философии педагогического института и поэт. Он рассказал, что одно время Новосибирск и Костанай были городами-тёзками. Дело в том, что первоначально Костанай в честь Николая II назывался «Николаевском». В документах 1892–1894 года он упоминается как Новониколаевск и только в феврале 1895 году во избежание путаницы был переименован в Кустанай, а значительно позднее – в Костанай.

В ходе встречи Демидович прочитал свои стихотворения «Осень», «Ночами светится окно» и другие. Он посвятил их памяти костанайского поэта Владимира Леонидовича Растёгина, который сделал много хорошего для творческой молодёжи Костанайской области, когда был руководителем Ассоциации Литераторов Северного Казахстана.

Тема поэзии была подхвачена Анатолием Аркадьевичем Корниенко. По специальности врач-нейрохирург, мануальный терапевт, а по зову души – поэт, он рассказал о недавно вышедшей в Санкт-Петербурге книге своих стихотворений «Не держите бога ради», и прочитал несколько стихотворений: «Поэт», «Торопливый целовальщик» (памяти В. Растёгина) и другие.

Возвращаясь к разговору о личности Л. Н. Толстого, участники мероприятия выслушали интересный доклад Дениса Анатольевича Качеева, кандидата философских наук, профессора кафедры философии КРУ им. А. Байтурсынова.

Качеев остановился на значении философского наследия Толстого. В русской литературе многие писатели были философами, но Толстой был мыслителем мирового уровня и принадлежит всему человечеству. Как философа Толстого интересовал вопрос – что должен сделать человек, чтобы прожить правильно и честно? С 19 лет и до конца жизни он вёл дневники, ставшие настоящей лабораторией мыслителя. Его философия человекоцентрична, в основе – ориентация на духовные ценности, на знания, культуру и науку, а не на накопление материальных благ.

В «Круге чтения» Толстой не просто собрал высказывания, афоризмы и наставления. Он фактически проживал эти мысли, проводил их через свое сознание. Как своевольный мыслитель, до всего доходил сам и доверял только своему разуму, был способен противостоять мнению всего мира. Когда Толстой усомнился в том, что Евангелие переведено правильно, он за три месяца выучил греческий язык и самостоятельно перевёл Евангелие. Когда Толстой убедился в том, что в принципе всё соответствует содержанию, он успокоился.

Решая, кто из философов способен оказать на него влияние, он невысоко ценил Аристотеля и Гегеля. А вот идеи Руссо его вдохновляли и оказали сильное влияние, особенно мысли о благотворном влиянии природы на человека и осуждение насилия в сфере воспитания. Толстой дистанцировался от пессимистических идей Шопенгауэра. Критика Шопенгауэра привела Толстого к выработке учения о непротивлении злу силой. Отказ от насилия – само по себе камень христианской любви. «Не как я хочу, а как ты хочешь» – эту формулу любви выразил Иисус в ночь перед казнью – «не моя, а твоя воля хочет». Для движимого пафосом истины Толстого отношение к жизни раскрывается через отношения с окружающими людьми, через формулу «Не причиняй другим того, чего не хочешь, чтобы они причинили тебе». Он был в постоянном жизненном и творческом поиске и изучал все мировые религии с этикой любви.

Д. А. Качеев отметил, что имя Льва Толстого уважается и высоко ценится в республике Казахстан. Он стоит в одном ряду с Абаем Кунанбаевым, казахским поэтом, философом и просветителем и другими казахскими писателями. В Казахстане ценятся великие русские писатели: Пушкин, Гоголь и другие, есть улицы, которые названные их именами, в библиотеках проводятся посвященные им мероприятия.

Завершая интересный онлайн-диалог, А. В. Олексюк сказал, что все мы, как продолжатели традиций Толстого, получаем от его произведений определённый нравственный импульс.
В детстве Лев Толстой мечтал быть самым богатым и самым знаменитым человеком. А в конце жизни он отказался от богатства, не захотел известности и всеобщего внимания. Само его творчество стало своеобразной «зеленой палочкой», способной объединить всех людей доброй воли. Как писатель мирового уровня, вышедший за пределы одного языка и одной культуры, он объемлет целый мир, пробуждая чувство сострадания и вызывая желание становиться лучше.
Объединенные именем Толстого участники в завершении встречи выразили желание о том, чтобы продолжать сотрудничество, проводить совместные мероприятия с участием поэтов и писателей Костаная и Новосибирска, городов, некогда носивших одно имя – Новониколаевск, встречаться в именных библиотеках-ровесницах.

Главный библиограф МБУК ЦБС Октябрьского района Ирина Фомичева