Теория и практика чуда
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное,
неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие
своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств,
своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
Толстой Л. Н.
Человеческая речь – одно из самых великих чудес, возникших в процессе эволюции. Именно родной язык, родная речь и умение ей пользоваться, развивать её, обогащать – есть великий дар, по достоинству оцененный многими творцами различных эпох. Казалось бы, каждому из нас этот дар дан с рождения, каждый из нас – приверженец родного языка и той культуры, которая ему сопутствует. Но как часто мы об этом задумываемся, как часто обращаемся к правильной, грамотной речи, как часто перечитываем классиков литературы и современных авторов – вопрос во многом без ответа. Но должно ли так быть? Пожалуй, нет.
24 мая в нашей стране празднуется особенный праздник – День славянской письменности и культуры, праздник, приуроченный ко дню памяти равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей старославянской азбуки и церковнославянского языка, проповедников христианской религии. День, без малого, очень важный и ценный для нашей культуры, а главное – для нашего русского языка. Именно этим братьям мы как нация, и мы как народ, обязаны созданием славянской азбуки.
22 мая, накануне Дня славянской письменности и культуры, мы побывали в гостях, в православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского. Вместе с ребятами, учащимися 6 и 7 классов, провели познавательное занятие «Теория и практика чуда», посвященное поэтическому устройству и стихосложению. Надо сказать, гимназия эта – место особое; каждое начало урока, и каждое завершение проходят там вместе с молитвой. Школьники, таким образом, настраивают себя на серьезный и рабочий лад. Если говорить о поэзии – то это самая необыкновенная, красочная, таинственная часть языка, где чудеса могут случаться как с поэтом, так и читателем в самых даже порой незначительных местах поэтических текстов. Оттенки и полутона звуков и рифм, ритм свободного стиха, палитра метафор – все это общеизвестно каждому из нас, но как сделать так, чтобы ребята поверили, а главное проверили самостоятельно, на деле, что это именно так? Здесь без личного опыта не обойтись. Вот и на нашем мастер-классе «Теория и практика чуда» сотрудники библиотеки им. Л. Н. Толстого Виталий Шатовкин и библиотеки ГПНТБ СО РАН Антон Метельков показали ребятам из гимназии Преподобного Сергия Радонежского, насколько порой бывает просто разглядеть в обычном мире необычные детали, явления, факты и облечь их в поэтическую форму. На нашем занятии каждый школьник написал о чём-то своем короткую поэтическую зарисовку. А самые смелые нашли в себе силы познакомить всех присутствующих со своим поэтическим опытом.
От посещения гимназии и общения с ребятами у нас остались самые теплые и положительные эмоции. Как всегда наш разговор мог ещё продолжаться и продолжаться, и нам хватило времени лишь на одно упражнение и беседы о текстах – час пролетел незаметно. Но мы верим в то, что мы еще не раз вернемся в гости в гимназию имени Преподобного Сергия Радонежского на разговоры о самом важном – о русском языке, культуре, поэзии и чуде.
Главный библиотекарь, Виталий Шатовкин