Главная Новости «Русская меднолитая икона. История, культурология, иконография»

«Русская меднолитая икона. История, культурология, иконография»

Из рук моих – нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
По церковке – всe сорок сороков,
И реющих над ними голубков.

Марина Цветаева

Любая запечатлённая история, прежде всего, есть удивительный рассказ, наполненный дуновением прошлого, красноречивыми сюжетами и смыслами минувших дней, хранящими в себе человеческие чувства, эмоции и мечты. Есть устные истории, повествующие о подвигах и свершениях, празднествах и открытиях, а есть истории, воплощенные в вещественной материи – именно этим историям и сюжетам, искусно отлитым в металле, и предстояло открыть завесы своих таинств гостям и сотрудникам централизованной библиотечной системы Октябрьского района.

15 ноября в рамках общегородских Рождественских чтений, проходящих под эгидой Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви, в библиотеке им. Л. Н. Толстого состоялась увлекательная лекция протоиерея Тимофея Морева «Русская меднолитая икона. История, культурология, иконография». Лекция была посвящена культурологическим традициям меднолитой пластики от дохристианских времен до начала двадцатого века. Уникальность и огромный интерес данного мероприятия были обусловлены тем, что Тимофей Аркадьевич представил всем собравшимся необыкновенно обширную коллекцию русской меднолитой пластики разных исторических периодов: от дохристианских украшений-оберегов и домонгольских крестов-тельников до икон-складней раннего средневековья (XIV-XV вв.) и медных икон расцвета старообрядческого производства (XVII-XX вв.).

Обширный исторический период от зооморфных оберегов, скифских и славянских украшений, праздничных и повседневных элементов одежды до затейливых греческих и византийских крестов-энколпионов, хранящих в себе таинство святых мощей. Экспонаты различных эпох, собранные воедино в рамках представленной коллекции создавали ощущение глубокого культурно-исторического ландшафта, стремящегося разными голосами и интонациями рассказать одну и ту же захватывающую историю культуры медного литья. Славянские лунницы и солярные символы, обереги в виде птиц и животных, обоюдные элементы быта и религии, в чертах которых угадывалась символика раннего христианства, церковные кресты и складни привлекали внимание наших гостей и коллег своей архаичностью, глубиной и очевидным таинством. В собрании, главным собирателем и автором которого был ныне почивший протоиерей Андрей Федоров, отцом Тимофеем, продолжателем дела Андрея Федорова, были представлены знаменитые киотные кресты с их потрясающей иконографической плотностью, наперстные кресты, путевые иконы, вершковые иконы, складни. Жемчужина выставки ─ «Большие праздничные створы», несомненная вершина искусства старообрядческих мастеров медного литья. Все это обширное наследие, дополненное детальными рассказами и пояснениями отца Тимофея, уводило в самобытный мир русского православия. Сюжеты библейских празднеств и ритуалов, истории из жизни Спасителя как будто бы оживали и сходили к зрителям с патинированных медных пластин. Цвета потускневших эмалей, флер времени, тайна веры, но главное – глубокий символизм представленных сюжетов, оставлял неравнодушным каждого присутствующего на мероприятии. Вопросы к лектору то и дело звучали в конференц-зале нашей библиотеки. Два часа пролетели как один миг, многие зрители просили продолжить Тимофея Аркадьевича рассказывать про тот или иной экспонат меднолитой коллекции. Вся необъятная и богатейшая история России с ее напряженными духовными поисками и преобразованиями, потерями и приобретениями, трагедиями раскола и отступничества, но таким рьяным и непрестанным богоискательством была отражена в этих потускневших от времени, но теплых и заветных медных ликах.

Эволюция символов и смена сюжетов меднолитых историй, преобладание духовного над мирским и человеческого над животным, обращение к Богу и небесам, но главное глубокий символизм заступничества и веры человеческой, надежды и любви, стремления к духовной чистоте и благу – вот основная тема, основной символ каждого представленного экспоната. Можно много добрых и хвалебных слов говорить об услышанном и увиденном, но хочется от лица наших гостей и коллег еще раз поблагодарить отца Тимофея за столь глубокую и содержательную лекцию, которая оказалась интереснейшим экскурсом не только в историю русской меднолитой иконы, но и погружением в культуру различных эпох государства Российского. Надеемся, что это была не последняя наша встреча, а лишь только начало плодотворного сотрудничества библиотеки им. Л. Н. Толстого, библиотечного Центра исторического и духовного наследия «Духовная колыбель» и протоиерея Тимофея Морева. А мы в свою очередь приглашаем всех желающих к нам в библиотеку – приходите к нам, будем рады видеть каждого, у нас необычно и интересно.

главный библиотекарь
Виталий Шатовкин