Когда книга друг и помощник
«Книга — вещь незыблемая. Она придает прочность бытию»
Владислав Крапивин «Гваделорка»
Проект «Когда книга друг и помощник» – это творческий замысел, который рассчитан на то, чтобы чтение художественных текстов писателей-классиков, а также современных авторов интересовало молодых людей, побуждало к поиску и нахождению ответов на многие вопросы, в том числе межличностного взаимодействия. В контексте данных рассуждений книга является неким ресурсом, который можно использовать для решения различных жизненных задач.
В рамках проекта учащиеся девятого класса общеобразовательной школы № 202 смогли принять участие в:
– игровых тренингах, посвященных работе с художественными текстами,
– мастер-классах по созданию видеорекламы книг,
– театрализованных чтениях по ролям произведений классиков.
Ребята давали интервью перед видеокамерой, пробовали создавать подкасты по материалам книг.
«Может ли прочитанный текст воздействовать на восприятие, настроение и даже убеждения человека?» – именно с этого вопроса и активного его обсуждения началось погружение в тему проекта. На встрече ребята рассказали о тех книгах, которые оказали влияние на их эмоциональное состояние, о произведениях, которые оставили в памяти особый след.
Участники проекта обсудили и другие важные моменты:
• Повлияло ли данное произведение на становление вашего характера?
• Какие именно индивидуальные качества у вас появились или усилились?
Эти вопросы привлекли внимание молодых людей к теме развития личности в целом и на примере взаимодействия с книгой в частности.
Стоит особо отметить дружескую, эмоционально благоприятную атмосферу, в которой проходили встречи проекта. Ответы участников не оценивались по шкале «верно-неверно», а рассматривались с точки зрения самопрезентации и поиска подходящего смысла, идеи.
Например, на занятии «Сюжетный калейдоскоп» ребятам предстояло придумать продолжение начатой ведущим истории в жанре сказки, детективного и юмористического рассказа. Сказочный сюжет, как и положено, получился фантазийным и со счастливым концом. Юмористическая история содержала в себе элементы трагедии, а детективный рассказ в большей степени оказался мистическим. Но, как известно, в писательской деятельности очень часто происходит смешение нескольких жанров в одном произведении, поэтому к данному заданию участников можно отнестись как к творческому синтезу.
На итоговой встрече проекта ребят ждал сюрприз – премьера библиотечного видеосюжета «Книга моего жанра», в создании которого они принимали непосредственное участие, подробно и увлекательно рассказывая ведущему о своих любимых художественных произведениях. Гамма эмоций – от удивления до восхищения, отразилась на лицах большинства присутствующих. Для ребят это был первый опыт съемки в мероприятии такого формата. И стоит отметить, что он оказался очень удачным во многих смыслах.
Во-первых, участие в интервью позволило ребятам продемонстрировать своё умение вести диалог, рассуждать о прочитанном, интересно и творчески выражать свои мысли. Во-вторых, у ребят появилась уникальная возможность рассказать о любимом авторе, книге огромной читательской аудитории интернет-пространства. В-третьих, взгляд на себя со стороны, самонаблюдение – это весьма полезная практика, которая при правильной подаче, профессиональном сопровождении педагога будет способствовать развитию рефлексии у молодых людей, повышению уровня их самосознания, настроит на поиск внутренних ресурсов и развитие личностных качеств в целом.
Большинство ребят отметили, что получившийся результат превзошел их ожидания – они остались очень довольны просмотром интервью, несмотря на некоторое смущение, которое возникло у многих в самом начале показа.
Подводя итоги библиотечного проекта, хочется процитировать отрывок из вступительной статьи Ирины Стрелковой к книге «Рассказы русских писателей второй половины XX века»:
«Совсем плохо – читать и ничего не понимать; хорошо – читать и всё понимать, что написано; самое лучшее – читать и понимать даже то, что писатель, верящий в возможности своих читателей, оставил довершить им самим – своим умом, своими чувствами».
Искренне желаю всем участникам проекта творческих успехов, важных открытий на пути самопознания, взаимодействия с миром. И пусть добрые и полезные книги станут настоящими друзьями и помощниками в этом непростом, но увлекательном и жизнеутверждающем деле!
Главный библиотекарь отдела обслуживания
Наталья Кресс
no images were found