Первый киносказочник страны
Пожалуй, ни для кого не секрет, что 2016 год объявлен годом российского кино. Но как оно создавалось, с чего начиналось, кто был у его истоков, знает далеко не каждый. Наша библиотека решила поделиться историей возникновения кино с нашими юными гостями, учениками одиннадцатой гимназии «Гармония».
Особое место в отечественном кинематографе занимает детское кино, которое было невероятно востребовано не только детской, но и взрослой публикой уже в самом начале становления киноискусства. Выдумки, фантазии, вера в волшебство – это неотъемлемая часть жизни каждого ребёнка и сейчас. Чем искусней и богаче представлен сказочный мир, тем больше предпосылок для появления действительно чего-то нового и уникального в нашем мире. Ведь всё начинается с идеи!
Но для того, чтобы создать кинофильм, требуется немало усилий, затрат и, конечно же, таланта. В нашей стране таким талантливым кинорежиссёром стал Александр Артурович Роу. Родился Александр Роу 8 марта 1906 года в городе Юрьевец (Ивановская область).
Его детство было непростым, тяготы заботы о родной матери легли на плечи маленького Саши Роу уже в пять лет. Александр торговал мелкой галантереей, в том числе спичками, которыми его снабжали ремесленники-кустари. Кроме того, Александр Роу посещал школу-семилетку, окончив её, пошел учиться в киношколу Б.В.Чайковского, а затем учёба в Драматическом техникуме имени М.Н.Ермоловой. Александр Роу уже в раннем детстве понимал, что его жизнь тесно связана с искусством, видимо отсюда и такой успех в обучении и дальнейшей работе.
Самой первой постановкой А.Роу стал фильм «По щучьему велению». (1938). Самодвигающаяся печка в фильме, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотречённости и родной земле.
Именно сказочное кино для всех возрастов стало основной темой творчества А.Роу. Его справедливо можно назвать первым киносказочником страны.
Позже выходит фильм «Василиса Прекрасная» (1940), где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном».
Во время съемок «Василисы Прекрасной» Роу обратился к землякам-умельцам мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной и 5 метров высотой, внутри которого размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею — настолько тот был страшен.
От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками А.Роу, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям.
Наши гости охотно отвечали на вопросы: что такое грим, декорации, спецэффекты. «Грим – это когда маску надеваешь», «Грим – это когда краска засыхает на лице», «Декорации – это, например, домик такой красивый, как настоящий», «Спецэффекты – это когда, взрывается салют рядом с героем и ему ничего от этого не делается, нет травм» т.д.
Затем мы решили поиграть с ребятами в настоящих гримёров. Для этого наши гости разделились на две команды, и получили задание – сделать грим с помощью мелков рисованным актёрам (макет лица мальчика и девочки). Первая команда изображала Русского Богатыря, вторая – Бабу-Ягу. Оказалось, что отрицательного персонажа ребятам было легче изобразить, фантазия разыгралась очень хорошо, и герой, вернее героиня получилась легко узнаваемой!
Роу по праву можно назвать крупнейшим мастером жанра киносказки того времени. Следующие его постановки — «Конёк-Горбунок» (1941), «Кащей Бессмертный» (1945), «Новые похождения Кота в сапогах» (1958), «Марья-искусница» (1960), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Морозко» (1965), «Огонь, вода и медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Золотые рога» (1970). А.Роу экранизировал произведения Н.В.Гоголя – «Майская ночь, или Утопленница» (1952, стереофильм), «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.
В 1961 году А.Роу совместно с Р.В.Захаровым осуществил постановку фильма-балета «Хрустальный башмачок» («Золушка»).
Актриса Инна Чурикова рассказывала об Александре Роу: «Мне нравился Александр Артурович — он был такой огромный, большой, строгий и в то же время очень похожий на ребенка. «Морозко» была моя первая картина, и я с удовольствием делала все, что он просил. Я даже в болоте у него тонула с восторгом и на снегу сидела. У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал».
А.Роу экранизировал русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Его фильмы были очень популярны, а крылатые фразы мгновенно тиражировались в народ после выхода на экраны. Такие как: «Сгинь, инфекция!», «Не люблю я его… Он интеллигент…», или «Помоги мне, Кривда-Бабушка», или вот еще: «Не был бы Иван невежей, не ходил бы с мордой медвежьей»? А знаменитое: «Не прынцесса – королевна!».
К огромному сожалению Александра Роу уже нет с нами, он умер в возрасте 67 лет (28 декабря 1973 года в Москве). После его смерти по написанному им сценарию Геннадием Васильевым был снят в 1975 году фильм «Финист — Ясный Сокол».
Уникальное для того времени творчество Александра Роу не могло остаться незамеченным. Множеством премий на международных и всесоюзных кинофестивалях был награждён А.Роу. В Венеции Гран-при «Золотой Лев Святого Марка» за фильм «Морозко» (1965). Приз «Капитолийский Юпитер» в Риме за фильм «Морозко» (1966).
В международном кинофестивале детского фильма в Кито (столица Эквадора) Золотая медаль (посмертно) за фильм «Конёк-Горбунок» (1981) и многие другие.
Знакомство с творчеством кинорежиссёра снова продолжилось игрой «Что сказал герой?» Ребята вспоминали те фразы, которые звучали в видео отрывках и отвечали на вопросы. Большие умницы, отвечали правильно, пытались даже пересказать содержание сказки.
Завершением кино встречи стали книги-подарки, которые наша библиотека подарила своим маленьким гостям за их активное участие в мероприятиях, проводимых библиотекой и за чудесные творческие работы.
До новых радостных встреч, друзья!
Зав.сектором обслуживания
Наталья Кресс
Пожалуй, ни для кого не секрет, что 2016 год объявлен годом российского кино. Но как оно создавалось, с чего начиналось, кто был у его истоков, знает далеко не каждый. Наша библиотека решила поделиться историей возникновения кино с нашими юными гостями, учениками одиннадцатой гимназии «Гармония». Но для того, чтобы создать кинофильм, требуется немало усилий, затрат и, конечно же, таланта. В нашей стране таким талантливым кинорежиссёром стал Александр Артурович Роу.
69 Фото