«Карам-тамо» или Человек с Луны
Николай Николаевич Миклухо-Маклай известен не только как русский биолог, этнограф, путешественник, но и как отважный исследователь Океании и Новой Гвинеи. Будущий естествоиспытатель появился на свет 17 июля 1846 года в интеллигентном семействе. По окончании гимназии был зачислен в Петербургский университет, который был вынужден покинуть из-за участия в студенческом движении.
Не имея права поступать ни в одно высшее учебное заведение на территории России, за знаниями молодой Миклухо-Маклай отправился в Европу, где учился на философском и медицинском факультетах.
Кстати, существует несколько версий происхождения фамилии Николая Николаевича. Самая простая – это он сам придумал её, будучи студентом гимназии, другая гласит о том, что его предки служили в войске Запорожской Сечи и имели украинскую фамилию «Миклуха». Один из предков взял в плен воевавшего в польском войске шотландца из древнего рода Мак-Лай, а тот прижился на чужбине, принял православие и женился на сестре хозяина. Так появилась приставка к фамилии, и она стала звучать, как Миклухо-Маклай. Согласно третьей версии, прапрадеду учёного Степану Макухе за проявленную храбрость было пожаловано дворянство. Степан, имевший в детстве прозвище «Махлай» (лопоухий), решил облагородить дворянскую фамилию, и заменил «Макуху» на «Миклуху», а вместо прозвища «Махлай», добавил приставку «Маклай». Существуют и другие версии.
Во время учебы на медицинском факультете Миклухо-Маклаю невероятно повезло, поскольку он стал учеником и ассистентом выдающегося немецкого ученого Эрнста Геккеля. Вместе со своим наставником он посетил Марокко и Канарские острова для изучения местной природы.
Во время этих странствий Миклухо-Маклай пришел к заключению, что формирование культурных и расовых признаков народов во многом зависит не только от социальной, но и природной среды. Но эта гипотеза требовала самой тщательной исследовательской работы, и молодой ученый решил отправиться в далекое путешествие на тихоокеанские острова для изучения местных племен.
Убедив Русское географическое общество в важности предстоящей экспедиции, осенью 1870 года Николай Николаевич отправился к живописным берегам Новой Гвинеи на судне «Витязь».
«Мне кажется, что мне следует прежде всего сказать, почему я выбрал Новую Гвинею целью моего путешествия и моих исследований», – этими словами начинается книга Н. Н. Миклухо-Маклая «Путешествие на берег Маклая». В том избранных произведений выдающегося русского этнографа вошли дневниковые записи и статьи, в которых рассказывается о посещениях новой Гвинеи в 70-х годах XIX века, о жизни среди аборигенов, об изучении природы и населения этого района Меланезии.
В течение 15 месяцев исследователь жил среди папуасов, сумев завоевать их дружбу и доверие. Расположившись на северо-востоке острова, он все свое время посвящал изучению быта, религиозных обрядов и обычаев аборигенов. Когда русский ученый впервые ступил на берег Маклая, его обитатели находились почти в каменном веке. Они даже не умели добывать огонь и всегда держали горящий костёр, зажженный какими-нибудь малайцами, а в дорогу с собой брали горящее бревно. Миклухо-Маклай с сочувствием и симпатией описал их первобытную жизнь. Человек большого сердца, он при каждом удобном случае выступал в защиту папуасов, «простодушных детей природы», и предпринимал поистине героические усилия, чтобы облегчить их участь. Поскольку у Миклухо-Маклая было медицинское образование, то он всегда по мере сил оказывал помощь туземцам. Маклай приобрёл положение великого человека, обладающего таинственной силой и умениями. За цвет кожи и его «сверхспособности», папуасы прозвали его «карам-тамо» – Человеком с Луны. Свои наблюдения исследователь продолжил в Индонезии, на Филиппинах, островах Океании, на полуострове Малакка. Это был великий подвиг во имя науки.
В 1882 году Миклухо-Маклай вернулся в Россию, где познакомил научную общественность с результатами своих многолетних исследований. В Петербурге и Москве Маклай прочитал несколько публичных лекций. Залы ломились от желающих слушать его – авторитет учёного невероятно вырос. Большую ценность представляли и собранные им коллекции.
Николай Николаевич заявил о себе не только как естествоиспытатель, но и как борец с работорговлей на островах. В 1886 году он предлагает российскому Императору Александру III проект берега Маклая, как противодействие колонизации острова Германией. Однако получил от правителя отрицательный ответ.
А знаете ли вы, что Лев Николаевич Толстой читал статьи Миклухо-Маклая и писал ему письма? «Вы первый несомненно опытом доказали, что человек везде человек… в общение с которым можно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой. И вы доказали это подвигом истинного мужества». Отголоски рассказов Маклая о жизни среди папуасов прослеживаются в знаменитом трактате Толстого «В чём моя вера?».
Посвятив себя служению одному из наиболее отсталых племён мировой периферии, русский путешественник проявил редкое самопожертвование. 237 дней жизни на новых землях и 160 дней в плаваниях по не всегда спокойным морям подорвали здоровье Миклухо-Маклая. Изношенный организм исследователя всё слабее сопротивлялся болезням, и вечером 14 апреля 1888 года великого российского учёного не стало.
В мифологии папуасов Берега Маклая и в ХХ веке существовал культ «Человека с Луны». На мысе Гарагаси установлена мемориальная плита с памятником «Белому папуасу». Именем Миклухо-Маклая назван также залив у побережья Антарктиды, астероид и целый ряд иных объектов. В Москве и Маданге есть улицы Миклухо-Маклая, его имя присвоено Институту этнографии и т. д.
Итак, к бесспорным заслугам выдающегося естествоиспытателя следует отнести подробное описание меланезийской расы, широко распространенной в Западной Океании и островах Юго-Восточной Азии, с описанием быта, особенностей ведения хозяйства, культуры и религии папуасов и иных народов этого региона, а также многочисленные доказательства единства и родства человеческих рас.
При жизни ученого было опубликовано множество его работ по зоологии, антропологии, этнографии, географии и другим наукам. Большинство наблюдений отличалось поразительной точностью, даже в настоящее время они являются неоспоримой научной ценностью. Жаль, что множество дневников ученого, написанных на русском языке, по его завещанию, были сожжены женой. И всё же значительные по объему и значению, его труды, дошли до нас. Они сыграли большую роль для науки, для нашего представления о развитии человечества… Миклухо-Маклай был и остаётся великим учёным и человеком.
Начальник отдела обслуживания
Инга Гвоздь
Список литературы:
Бороздин, М. Миклуха-Маклай – человек с Луны / М. Бороздин // Исторический журнал. – 2005. – № 7. – С.20-37.
Миклухо-Маклай, Н. Н. Путешествие на берег Маклая / Н. Н. Миклухо-Маклай. – Москва : Эксмо ; Око, 2015. – 512 с. : ил. – (Великие русские путешественники).
Осипов, Ю. «Белый папуас» с Берега Маклая / Ю. Осипов // Смена. – 2016. – № 7. – С.40-65.
Соловей, Т. Советский миф о «культурном герое» : Труды и дни Миклухо-Маклая / Т. Соловей // Родина. – 2011. – № 8. – С.125-129.