Мистический писатель
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
(А. Ахматова)
Когда мы вспоминаем о мистике в литературе, то большинство из нас называет Михаила Булгакова, его роман «Мастер и Маргарита». Ореолом тайн и загадок была окутана и жизнь самого писателя и драматурга.
Но, тем не менее, его по праву можно причислить и к пионерам научной фантастики первой половины прошлого века.
Михаил Афанасьевич Булгаков до сих пор является современным и актуальным писателем. Многие его произведения экранизированы, включены в репертуары знаменитых театров. Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы». Так произошло и с книгами самого Булгакова. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах. «Все будет правильно, на этом построен мир».
Поговорить, поразмышлять о творчестве Михаила Булгакова мы пригласили учащихся авиастроительного лицея.
«Записки юного врача» – цикл рассказов Михаила Булгакова, опубликованных в 1925-1926 годах в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама». В цикл входят рассказы «Полотенце с петухом», «Стальное горло», «Крещение поворотом» и другие рассказы, в которых в несколько измененном виде изображены реальные случаи, происходившие с Булгаковым во время его работы в селе Никольском. По данным рассказам учащимся была предложена небольшая литературная викторина. В ходе презентации наши гости посмотрели буктрейлеры по произведениям Михаила Булгакова, кадры из фильмов и спектаклей, с удивлением узнали, что любимая комедия «Иван Васильевич меняет профессию» снята по пьесе Булгакова «Иван Васильевич».
Повесть «Дьяволиада» со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо М. А. Булгаков знал бюрократический быт Советской страны. А в повести «Роковые яйца» автор говорит о невежестве, которое проникает в науку.
Тему науки продолжит он и в «Собачьем сердце». Эта повесть не только не увидела свет при жизни Михаила Булгакова, её вообще опубликовали почти через полвека после его кончины. Картина московской жизни в проницательном восприятии многоопытного и непосредственного Шарика – вот вам бесовство без всякого заезжего Воланда. Оно – в самом воздухе города «новой» жизни, и этим воздухом дышат все без исключения. Читая Булгакова, мы всё более приходим к выводу, что не наука, но вечность и мир, преломленные в каждой отдельной судьбе, творят человека.
Тема мастера, опередившего талантом своё время, стала основной в «Мастере и Маргарите» – последнем романе М. А. Булгакова, который он начал писать в 1928 году и работал над ним 12 лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. Главное в нём – образ времени и судьбы народа и человека в этом времени. Рухнул храм веры. Исчезли прежние традиционные опоры жизни: и всего народа, и каждого человека. Москва стала сосредоточием новой мифологии России.
Тайны «параллельных миров» тесно переплетаются с законами времени и пространства. «Нехорошую» квартиру из романа «Мастер и Маргарита» знают все, кто читал это произведение. Но она имела прототип в реальной жизни, так как квартира, в которой проживал Михаил Булгаков, также славится своей «нехорошестью». Квартиру №50 в доме №10 по улице Садовой писатель часто упоминал в своих произведениях. Поклонники его творчества считают, что в подъезде дома №10 до сих пор происходят странные вещи.
Все, что в романе связано с программой знаменитого бала сатаны, происходило в Москве. В апреле 1935 года Булгаков с женой присутствовали на приеме, устроенном посольством США для советского правительства, дипломатов и прессы под названием «Весенний фестиваль». Вернувшись с фестиваля домой, Елена Сергеевна описала подробности этого грандиозного праздника в своем дневнике от 23 апреля 1935 года. То есть, вся мистика и фантастика писателя основывалась на реальных фактах. Булгаков писал только с натуры. Ибо он был истинным художником, а точнее – Мастером.
И нет тебя, и всё вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
(А. Ахматова)
Начальник отдела обслуживания
Инга Гвоздь