Тайны успешного обзора
Каждая книга должна найти своего читателя и цель обзора – прорекламировать её так, чтобы пробудить у читателя интерес! Библиографический обзор – одна из самых традиционных форм работы. Работа над хорошим обзором всегда трудоёмка, но этот увлекательный творческий процесс способствует расширению кругозора, повышению культуры речи библиотекаря и, в целом, профессиональному росту.
На занятии в рамках программы «Развитие профессиональной компетентности библиотекарей» мы вспомнили классификацию обзоров: обзоры новых поступлений (универсальные и информационные), тематические, персональные и другие, обсудили особенности каждого вида.
Подробно поговорили об этапах подготовки обзора (выбор темы, определение читательского назначения, выявление и прочтение источников, описание и литературная обработка, пересказ текста), о привлекающих внимание читателя приёмах рекламы книги. Большую роль здесь играет заинтересованность самого библиотекаря, ведь невозможно увлечь аудиторию материалом, к которому рассказчик равнодушен.
Конечно, важно хорошо изучить книгу, выбрать самые интересные факты и цитаты, внести интригу и т.д. Большую роль играют правильно выбранная интонация, яркий рассказ «живым языком». Обложка книги, о которой идет речь, должна быть хорошо показана, её выходные данные четко проговорены.
Нужно помнить правило нескольких «НЕ» – как нельзя делать обзор: не пересказывать сюжет, не использовать сложные обороты, не зачитывать по бумажке и т. д. Представление об интересных сообщениях о книгах можно получить из таких передач канала «Культура», как «Новости. Подробности. Книги», «Открытая книга», а также блогов Г. Юзефович, П. Басинского.
В качестве примера обзора был предложен рассказ о книге Джоджо Мойес «Дарующий звёзды». Вводная часть давала представление о писательнице и её творчестве, основная часть была посвящена истории о конных библиотекарях – участницах проекта Packhorse Library (дословно – «библиотека вьючных лошадей»), который действовал по инициативе президента Ф. Д. Рузвельта и его жены Элеоноры в период Великой депрессии (1935-1943 гг.). В завершающей части прозвучала общая оценка книги и рекомендация о том, где можно узнать дополнительную информацию о конной библиотечной службе.
Обзоры по-прежнему остаются одной из самых действенных форм рекламы книги. Хорошо подготовленные, увлекательные рассказы могут приносить большую пользу, пробуждать у читателей желание активно читать книги.
Ирина Фомичева, главный библиограф МКУК ЦБС Октябрьского района