Бухенвальдский набат
11 апреля – Международный день
освобождения узников нацистских концлагерей.
Одной из самых страшных страниц человеческой истории стала история фашистских концентрационных лагерей. Концлагеря не зря получили название лагерей смерти, с 1933 по 1945 год через них прошло около 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них около 12 миллионов погибли, при этом каждый пятый узник был ребенком. Для нашей страны это особая дата, так как около 5 миллионов погибших являлись гражданами СССР.
И выбрана она не случайно, поскольку была установлена в память об интернациональном восстании узников концентрационного лагеря Бухенвальд, которое произошло 11 апреля 1945 года.
Бухенвальд, переводится как «буковый лес», – один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии, был основан в 1937 году и находился в центральной части Германии, около города Веймар, на горе Эттерсберг. На склонах горы росла красивая буковая роща, перерезанная оврагами и балками. Бухенвальд – лагерь, в котором с первых дней его существования творились бесчеловечные зверства, – был устроен неподалеку от города величайшего немецкого поэта Гете.
Почему я решила рассказать именно об этом концлагере? Потому что когда-то жила в ГДР, на окраине города Веймар. Ранним утром можно было услышать колокольный звон, который доносился со стороны Бухенвальда.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь…
(Бухенвальдский набат. А. Соболев)
Сейчас на месте концлагеря создан мемориальный комплекс. Я дважды была там, потому что в первый раз не смогла перенести нахлынувших чувств и эмоций, когда ступила на территорию бывшего концлагеря. Это не место для прогулок – какая-то злая сила сжимает горло и не даёт дышать, нервы натянуты до звона, а из груди рвутся хриплые рыдания… Кажется, что на тебя смотрят тысячи глаз, тянутся тысячи рук в безмолвном призыве о помощи.
Главные ворота. «Jedem das Seine» – «каждому своё». В левом крыле находится «бункер» с одиночными камерами, где пытали и убивали узников, некоторые из них просидели там десятки месяцев до своей смерти.
Если посмотреть в камеру через окошко – «кормушку», то видны памятные таблички с именами замученных здесь узников. Два эсэсовца делили обязанности по надзору за карцером и пользовались неограниченной властью. Они допрашивали узников по поручению гестапо или пытали и мучили заключенных по собственной инициативе для своего удовольствия. Невозможно без слёз находиться в этом месте.
Крематорий. Здесь сжигались тела замученных, умерших от голода и расстрелянных узников и военнопленных. Гид рассказывал, что местные жители вспоминали, как огонь из трубы иногда вырывался на несколько метров. Страшные печи с открытыми пастями топок. Сколько тысяч жертв сожрал ненасытный огонь? Пеплом из крематория удобряли поля, на которых потом выращивали овощи и клубнику. Я ощущаю запах ужаса, смерти и… гари.
Подвал крематория, где в стены вбиты крюки. На этих крюках эсэсовцы повесили более 1000 человек. В соседней комнате, на стене закреплены таблички с именами тех, кого казнили в подвале крематория. Стоят тачки, на которых вывозили трупы. От нахлынувших чувств кружится голова, теряется сознание. Выхожу на воздух…
Хирургическая палата, где совершали опыты над живыми людьми, отрезая им части тела, проверяя болевой барьер… В январе 1942 года над заключенными начали проводить медицинские опыты. Их инфицировали туберкулезом, тифом, желтой лихорадкой, оспой, холерой, чтобы проверить действие вакцин, разработанных в институтах Марбурга и Берлина. В стеклянных шкафах – хирургические инструменты, предусмотренные не для лечения больных, а для пыток… Наверное они еще помнят шок тех людей, в которых проникали…
Кабинет врача, где должны были проводиться медосмотры пленных, с планкой для измерения роста и отверстием для дула…
Прохожу в следующий зал – за стеклом горы волос – рыжие, русые, черные… Высушенные человеческие головы, золотые зубы и коронки, сумки и абажуры из человеческой кожи… Как же это страшно. В голове не укладывается, что люди способны на такие зверства.
Во дворе стоит столб для подвешивания наказанных узников, а рядом телега для трупов. Она никогда не была пустой…
Обозначены места с табличками, где когда-то стояли бараки. Сохранился фрагмент барака с нарами, на которых ютились пленные. Они были отполированы до блеска сотнями измученных от голода и пыток людей.
Хочется рассказать еще об одном месте на территории лагеря – это вольер для медведей, которым жилось гораздо лучше и сытнее, чем узникам. Здесь любили отдыхать охранники концлагеря вне вахты, жены высокопоставленных офицеров со своими детьми, могли приходить и горожане, чтобы понаблюдать за зверушками.
Кое-где остались столбы с натянутой колючей проволокой, сторожевая башня, где стояли пулемётчики.
В 1941-1945 гг. в числе узников были свыше 23 тыс. советских военнопленных и граждан СССР, угнанных в Германию. 8,5 тыс. советских военнопленных были расстреляны именно в том кабинете врача, выстрелом в затылок. В результате пыток, медицинских экспериментов и истощения в Бухенвальде погибли свыше 56 тыс. человек. До освобождения в лагере дожили 21 тыс. человек.
Но, несмотря ни на что, в лагере существовал антифашистский комитет. 11 апреля 1945 года подпольщики, воспользовавшись непосредственной близостью американских войск, с которыми удалось установить радиосвязь, дали сигнал о начале восстания. Вооруженные узники взяли в плен часовых, заняли смотровые вышки, вывесили над воротами лагеря белый флаг и объявили о захвате власти.
Мы не должны забывать тех зверских расправ, учиненных эсэсовскими палачами над пленными советскими воинами на многочисленных «фабриках смерти».
С каждым годом один за другим исчезают места – свидетели страшных времен фашистской инквизиции. Нельзя чтобы эти места исчезли совсем. Они должны существовать для сохранения памяти и предотвращения повторения трагических событий в жизни народов.
14 сентября 1958 году на месте лагеря был открыт национальный мемориальный комплекс. В южной части комплекса расположен памятник жертвам Бухенвальда и башня с колоколом, набат которого призван напоминать об ужасах войны.
Прошло около 35 лет с того времени, как я побывала в страшном музее, но до сих пор тяжелые воспоминания разрывают сердце.
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своей книге «Искра жизни», на примере Бухенвальда, описал все ужасы существования в концлагере. Это горестная, но мудрая книга о жизни и смерти, о добре и зле, о том, как добропорядочные, опрятные служащие, чиновники, врачи, студенты превращаются в профессиональных убийц и о том, как это страшное ремесло может сочетаться с любовью к музыке, хорошими манерами и образцовой семейной жизнью. А еще о том, что фашизм может наступить в любой момент, если забыть прежние его деяния. «Скелет № 509 медленно поднял голову и открыл глаза. Он не знал, был ли он всё это время в обмороке или просто спал. Впрочем, между тем и другим состоянием едва ли ещё существовала какая-нибудь разница: голод и истощение давно позаботились об этом. И сон, и обморок каждый раз были погружением в какую-то бездонную трясину, из которой, казалось, уже нет возврата».
Э. М. Ремарк «Искра жизни».
Начальник отдела обслуживания
Инга Гвоздь
В статье использованы материалы Википедии, личные воспоминания, выдержки из романа «Искра жизни» Э. М. Ремарка.