ГЕРБ нашей библиотеки
Главная » Новости » Сказочная гостиная Джанни Родари

Сказочная гостиная Джанни Родари

«Многое, что можно было бы выучить смеясь,
учат со слезами – горькими и бесполезными»
Джанни Родари

«Cipollino era il figlio di Cipollone. E aveva sette fratelli: Chipolletto, Chipollotto, Chipolluccia e così via-i nomi più adatti per una famiglia di cipolle oneste…»

Кто владеет итальянским языком, без труда сможет перевести выше сказанное. Каждый же узнавший перевод, наверняка, воскликнет: «Конечно же, я знаю, о ком идёт речь!»

Познакомимся с переводом?

«Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлучча и так далее – самые подходящие имена для честной луковой семьи…»

Чиполлино – мальчишка-луковка, весёлый, неунывающий, изобретательный, – он пришел к нам, в Россию, или, вернее, тогда в Советский Союз, в начале 50-х годов (точнее, в 1953 г., когда появился перевод на русский язык «Приключений Чиполлино»). И уже от нас пустился в путешествие по всему свету, захватив с собой имя человека, которому, собственно, и был обязан своим рождением, – имя итальянского писателя Джанни Родари.

К моменту рождения «Чиполлино» Родари был всего лишь журналистом итальянской газеты «Унита». Впереди будущего писателя ждала мировая известность, миллионные тиражи книг, высокие литературные звания и награды (среди которых – премия Ханса Кристиана Андерсена).

Родился Джанни Родари 23 октября 1920 года в городке Оменья, на севере Италии, у подножия Альп. Узенькие улицы, низенькие домики, утопающие в зелени и цветах. Самой большой достопримечательностью Оменьи было озеро д’Орта. Вода в нём синяя и прозрачная, как небо над хребтом Моттароне, откуда можно любоваться восходом солнца. В центре озера был островок Сан-Джулио со старинным замком. Не раз плавал мальчик на этот остров со своими сверстниками, такими же смелыми, как он, и осматривал все уголки загадочного замка. Возможно, уже тогда возникали в его воображении приключения, которые потом превратятся в сюжеты его волшебных историй, где найдется место и «чудесам Сан-Джулио».

Сын булочника и служанки, рано осиротевший и рано ставший зарабатывать себе на хлеб, был уверен в том, что свобода, равенство и братство не пустые звуки, что рабочий человек – это самое высокое звание на свете и что богатство должно принадлежать людям, которые его создают.

О многом мечтал Джаннни Родари в детстве. Хотел стать скрипачом и пытался учиться играть на старенькой скрипке. Любовь к музыке осталась на всю жизнь. Музыкальны его стихи, музыка звучит в прозе.

Мечтал маленький Джанни стать мастером игрушек. «Мне хотелось, – вспоминал он, – чтобы игрушки были неожиданными, с выдумкой, чтобы они годились каждому…»

Хотел Родари стать художником. Но попал в духовную семинарию. Священником он не стал. В семнадцать лет начал преподавать итальянский язык эмигрантам из Германии, которые скрывались в Варезе от преследований. Вскоре, однако, им пришлось бежать и от итальянских фашистов.

Родари слушает лекции в университете и преподает в начальной школе, потому что очень любит детей. Он был весёлым учителем. «Я рассказывал ребятам, – писал Родари, – разные смешные истории – истории без всякого смысла, и чем абсурднее они были, тем больше дети смеялись. Это уже кое-что значило. В школах, которые я знаю, по-моему, мало смеются. Многое, что можно было бы выучить смеясь, учат со слезами – горькими и бесполезными». Родари любил задавать детям неожиданные вопросы, вовлекая их в творчество: «Что было бы, если бы ты, забросив сеть, вместо рыбы поймал русалку?», «Что бы ты сделал, если бы в дверь постучался крокодил?».

Работая в редакции миланской газеты «Унита», Джани Родари не только писал правдивые корреспонденции в свою газету, но и сам активно вторгался в борьбу за справедливость.

Плетёт он стулья,
Чтобы вы сидели,
А сам сидит он на панели.
Кто делает автомобили,
Бредёт по улице пешком,
А те, кто вам ботинки шили,
Частенько ходят босиком.
Порой у пчёл нет мёда в улье,
У земледельца нет земли,
А человек плетущий стулья,
Сам на земле сидит в пыли.

Детским писателем корреспондент Родари сделался, по его собственному признанию, «нечаянно». Однажды главный редактор миланского выпуска газеты «Унита» выделил ему в воскресном номере «Уголок для детей». Его публикации охотно читали и взрослые и дети.

С сентября 1950 года по декабрь 1953 Родари вместе с писательницей Диной Ренальди возглавлял журнал «Пионьере» (приложение к газете «Унита»).

Русские читатели с творчеством Д. Родари познакомились благодаря С. Я. Маршаку, который переводил стихи своего коллеги, когда тот ещё делал первые шаги в художественной литературе.

Джанни Родари выпустил в свет более дюжины книг стихов, сказок и фантастических историй, где обыкновенное превращалось в удивительное, а немыслимое в возможное: «Поезд стихов», «Джельсомино в стране лгунов», «Приключения голубой стрелы», «Сказки по телефону», «Планета новогодних ёлок», «Джип в телевизоре», Торт в небе» и многие другие.

За книгу «Торт в небе» Джанни Родари получил общеевропейскую премию и золотую медаль. Высокими медалями были отмечены и другие работы Родари. В 1970 году за всё творчество Джанни Родари был удостоен Международной премии Андерсена. «Это такое поощрение к работе, что я чувствую себя львом и хотел бы, чтобы в сутках было тридцать часов…» – писал Родари члену жюри Андерсеновской премии, профессору Пертини.

«Грамматика фантазии» – это необычная книга Джанни Родари, вышедшая в 1973 году, в которой Родари объяснял свои приёмы сочинения детских волшебных сказок.

«Творчество, – пишет Родари, – синоним оригинального склада мышления, то есть способности постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на всё есть готовый ответ; он чувствует себя, как рыба в воде, в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся опасности; он способен принимать свои, ни от кого (ни от отца, ни от профессора, ни от общества) не зависящие, самостоятельные решения, но отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями. Все эти качества проявляются в процессе творчества. И процесс этот – слушайте! Слушайте! Весёлый, игровой всегда, даже когда речь идёт о «строгой» математике».

Писатель умер в 1980 году, не дожив несколько месяцев до своего шестидесятилетия. Но остались его мысли, его труды – умные и озорные истории, которым суждено еще долго жить на свете.

Используемая литература:
Родари Дж. «Римские фантазии». (Перевод с итальянского И. Г. Константиновой и Ю. Н. Ильина)
Писатели нашего детства. 100 имён. Биографический словарь в 3 частях. Ч. 1.

Прямо сейчас приглашаем всех желающих принять участие в викторинах, посвященных биографии писателя, его произведениям.

Кроссворд по биографии писателя

Викторина по сказкам

Соберите пазл, отгадав героев сказок Джанни Родари»

Главный библиотекарь отдела обслуживания
Наталья Кресс

Тег DIV
Противодействие коррупции

Уровень комфортности пребывания в организации культуры (места для сидения, гардероб, чистота помещений).

Вся Анкета

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...