Главная Новости Октябрьскому мосту – 60 лет!

Октябрьскому мосту – 60 лет!

Творенье дерзкой мысли – Коммунальный,

Октябрьский наш, символичный мост!

Не сказочный ты, не хрустальный –

Стоишь, раскинувшись в свой мощный рост!

Как мышцами соединяешь ты умело

Своими арками крутые берега,

Летят по ним машины – быстро, смело,

Парят над Коммунальным облака!

(Гвоздь И.В.)

 

Коммунальный мост через реку Обь в Новосибирске, соединяет Ленинский и Октябрьский районы города. Открытие моста состоялось 20 октября 1955 года. Название Октябрьский он получил позже, спустя 18 лет, а именно, 28 февраля 1973 года, решением Новосибирского горисполкома, Коммунальный мост через реку Обь был переименован в Октябрьский.

Сегодня, в День рождения Октябрьского моста, в библиотеке им. Л.Н.Толстого прошло интересное мероприятие, на которое мы пригласили  учащихся 9-х классов Гимназии №11 «Гармония». Для ребят была показана мультимедиапрезентация «С Юбилеем, Коммунальный!» с видеороликами и уникальными фотографиями. Директор музея Октябрьского района «Закаменка» Иван Иванович Ветров рассказал учащимся историю Коммунального моста. Оказывается,  до середины 20-х годов XX века в городе Новосибирске было одновременно два часовых пояса. Город стоит на реке Оби, по которой и проходит часовой меридиан. Так и получилось, что левый берег реки жил в одном часовом поясе, а правый – в другом. Только в 1930 г. левый берег реки Обь вошёл в городскую черту. Долгие годы транспортная связь между левым и правым берегом осуществлялась с помощью гужевого и др. видов городского транспорта, была нерегулярной и слабой. Зимой — по ледовой временной переправе через Обь, а летом — по наплав­ному мосту, когда оба берега связывал понтонный мост, по которому автомашины могли идти только в два ряда. Часто мост приходилось разводить для пропуска судов. Весной и осенью, во время ледостава и ледохода, единственным средством сообщения между берегами были пригородные поезда, идущие по железнодорожному мосту. Ком­мунальный мост через Обь проектировался еще в довоенное время в створе улицы Сузунской (ныне улица Восход), когда был принят конкурсный проект моста профессора Ильясевича. В послевоенные го­ды, в четвертом пятилетнем плане, намечалось строительство «боль­шого моста через Обь», мостов через речки Тулу и Каменку. Передислоцированный в 1952 с Украины в Новосибирск трест «Мостострой № 2» сразу же приступил к сложной и интересной ра­боте. Предстояло соорудить комбинированную балочно-арочную систему с пролетами, рав­ными128 м(рекордными в то время), отве­чающую самым строгим архитектурным требо­ваниям при оптимальном расходе высокопрочных ста­ли и других материалов. Работа строителей требо­вала тесного сотрудничества с наукой, и наибольший вклад в это внесла кафедра мостов и тоннелей НИИЖТа под руководством профессора, доктора технических наук К.К. Якобсона. До сих пор Октябрьский мост – один из крупнейших и оригинальных по своей конструкции. До него нигде не строили таких больших пролетов. Длина моста (с правобережным путепроводом и левобережном насыпью)2300 метров, в том числе надводная часть840 метров. Высота пролётов позволяет свободно проходить крупным судам. Сегодня уже далеко не все помнят, когда проезжая часть Октябрьского моста становилась пешеходной. А в четверг, 20 октября 1955 года, по обе стороны моста собрались многотысячные толпы новосибирцев. В пять вечера начался торжественный митинг.

Но не обошлось и без курьёзных случаев в истории Октябрьского моста. И об этом мы попросили рассказать поэта, писателя, автора книг «Мифосибирск», «Пять исчезнувших городов. Книга 1. Город-вестерн» и других, Игоря Юрьевича Маранина. Много интересных случаев  узнали ребята из рассказа Игоря Юрьевича. В частности о том, что 4 июня 1965 года 30-летний военный летчик, капитан ВВС Валентин Привалов пролетел на реактивном истребителе МиГ-17 под Октябрьским мостом над рекой Обь в Новосибирске. Ни один летчик в мире еще не повторил этот рекордный трюк. Фотографий этого момента не существует — слишком внезапным было появление истребителя над Обью, да и скорость его была очень высока, чтобы успеть его заснять. Однако существует «фотомонтаж» невероятного полета.

«Спасибо большое за это наинтереснейшее мероприятие! Было очень познавательно и любопытно!» учащиеся 9-х классов Гимназии №11.

Вот такой необычный День рождения Октябрьского моста прошёл в уютном и гостеприимном зале нашей библиотеки!

Начальник Отдела обслуживания

Инга Гвоздь