День воинской славы. Чесменское сражение
7 июля в России отмечается День воинской славы – День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении 1770 года. В июле 2012 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют Перечень дней воинской славы датой 7 июля.
Морское сражение у крепости Чесма между русской и турецкой эскадрами – одно из крупнейших в эпоху парусного флота. После начала Русско-турецкой войны 1768–1774 годов Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от действий на Черном море. В 1769 г. из Кронштадта в Средиземное море были направлены две эскадры адмирала Г. А. Спиридова и контр-адмирала Д. Эльфинстона. Все морские и десантные силы в Средиземном море возглавлял граф А. Г. Орлов.
В конце июня 1770 г. объединенная русская эскадра обнаружила турецкий флот на рейде Чесменской бухты. В ее составе было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, один бомбардирский корабль, а также 17 других судов и транспортов с общим вооружением около 740 орудий. Турецкий флот насчитывал 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и около 50 вспомогательных судов с 1430 орудиями. Таким образом, неприятельский флот имел двойное численное превосходство в силах.
Турецкие корабли были построены в две дугообразные линии. В первой находилось 10 линейных кораблей, во второй – 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Вспомогательные суда стояли за второй линией. Построение флота было чрезвычайно тесным, полностью могли использовать свою артиллерию только суда первой линии.
Несмотря на то, что численность турецкой эскадры была вдвое больше, адмирал Григорий Спиридов, под командованием которого находилась одна из русских эскадр, принял решение атаковать. Бой начался в полдень 5 июля в Хиосском проливе и вошел в историю как Хиосское сражение. К 14 часам турки уже отступили в Чесменскую бухту – под прикрытие береговых батарей.
6 июля российский флот вел обстрел противника на большом расстоянии. К вечеру два корабля остановились на входе в бухту и начали бой с вражескими кораблями. В ночь на 7 июля взорвалось еще одно судно турецкой флотилии. Битва длилась до утра. Эскадры обеих сторон понесли большие потери, но все же битва закончилась победой российского флота.
Значительно уступая противнику числом кораблей и пушек, находясь за тысячи миль от своих портов, русский флот, благодаря правильному использованию тактической обстановки, мужеству и героизму русских моряков, одержал крупнейшую победу, уничтожил сильнейший флот противника, сделал русских хозяевами Архипелага.
Чесменское сражение стало настоящим триумфом русского флота и послужило весомым аргументом при заключении Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего Русско-турецкую войну 1768−1774 годов.
Сражение явилось свидетельством дальнейшего роста морского могущества России. Весть о славной победе флота Российского вскоре достигла Петербурга. Екатерина II писала графу Орлову: «Европа вся дивится великому нашему подвигу и с любопытством обращает теперь на вас, исполнителя оного, свои взоры; безпристрастные все радуются успехам нашим и желают оным распространения и прочности; напротив того, державы, славе и возвышению империи нашей завиствующие, и на нас за то злобствующие, раздражаясь от часу более в неистовой своей ненависти, усугубляют, вопреки, коварства и ухищрения свои».
Императрица щедро наградила всех отличившихся: адмирал Спиридов был пожалован орденом Св. Андрея Первозванного, граф Федор Орлов и командор Грейг получили орден Св. Георгия 2-й ст., 3-й степени ордена Св. Георгия были удостоены капитаны Федот Клокачев и Степан Хметевский, ряд офицеров, в том числе и командиры всех брандеров, получили крест ордена Св. Георгия 4-й ст.
Главнокомандующий всеми русскими силами на Средиземном море Алексей Орлов с этого момента получил почетную прибавку к фамилии – «Чесменский», а за «храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой на берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оный истребивший» он был пожалован высшей степенью ордена Св. Георгия. Кроме того, графу был присвоен чин генерал-аншефа, даровано право поднимать кайзер-флаг и внести его в герб.
По распоряжению Екатерины II для прославления победы в Большом Петергофском дворце создали мемориальный Чесменский зал. Кроме того, к Гатчине воздвигли Чесменский обелиск, а в Царском селе – Чесменскую колонну. В Санкт-Петербурге в знак победы над турками построили Чесменский дворец и Чесменскую церковь святого Иоанна Предтечи. Позже по указу Николая II Чесмой назвали населенный пункт – ныне село в Челябинской области.
Победу русского флота в Чесменском сражении символизирует и одна из белых полос на отложном синем воротнике форменной одежды матросов и старшин ВМФ РФ. Две другие – Гангутское и Синопское сражения.
В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «указу ее Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны». «Медаль эту жалуем мы всем находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице», – Екатерина.
На медали изображалась одна из сцен гибели турецкого флота. Кроме места и даты битвы на медали было всего одно слово – «Былъ», имелось в виду «был турецкий флот, а нет теперь».
Это сражение стало одной из самых ярких страниц в летописи русского флота.
Ведущий библиотекарь Центра семейного чтения «На Плющихе»
И. Д. Устьянцева