Жизнь моя, иль ты приснилась мне…
3 июля 1926 года родился Владимир Богомолов – военный разведчик, писатель, автор повестей «Иван», «Зося», романа «Момент истины». В 15 лет он бросил школу, приписал себе два года и ушел воевать. Был ранен, контужен, получил шесть боевых наград и дошел до Берлина. Он говорил: «С Отечественной войной – величайшей трагедией в истории России – необходимо всегда быть только на «вы». «Возвращение к войне неизбежно, – писал он. – Она была огромнейшим событием в жизни страны… Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся…».
В сентябре 1944 перешел из войсковой разведки в органы военной контрразведки, Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата Обороны СССР. Форсировал Вислу. Участвовал в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии. В 1949 был уволен из армии в звании лейтенанта контрразведки.
В июне 1952 экстерном закончил среднюю школу рабочей молодёжи № 57, в 1952-1954 годах обучался на специальности «Русская литература» в Московском государственном университете. На втором курсе оставил университет.
Позже писатель, вспоминая свою послевоенную судьбу, подчёркивал, что именно самообразование натолкнуло его на мысль о литературе. Он писал: «По сути, я делал привычное, то же самое, что и в армии: собирал, классифицировал, сопоставлял и анализировал тематическую информацию – в войсковой разведке это называется массированием компетенции. Я очень много читал, в том числе и о войне, меня коробило от множества нелепейших несуразностей, особенно в художественной литературе, полагаю, именно это побудило меня написать повесть «Иван». С одной стороны, это трагическая судьба двенадцатилетнего мальчика на войне, с другой – профессионально точное описание «зелёной тропы», переброски через линию фронта разведчика, в данном случае – юного героя повести».
Именно с повести «Иван», в 1958 году, Богомолов начинает свой литературный путь; позже по ней сняли знаменитый фильм «Иваново детство», удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля «Золотой лев».
Образ главного героя был открытием того времени в русской литературе. Ведь это был простой ребенок, которому пришлось стать взрослым и полностью отдать себя войне. С момента выхода повести «Иван» и до конца жизни категорически отказывался вступать в Союз писателей, несмотря на регулярные и настойчивые приглашения.
В 1965 году Богомолов опубликовал повесть «Зося», в которой воссоздал историю трагической любви между юным русским офицером и польской девушкой. Её потом замечательно экранизировал Михаил Богин. Одновременно с повестью вышла в свет подборка рассказов: «Кладбище под Белостоком», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по палате», «Сердца моего боль».
Затем наступил период молчания. Лишь в 1974 г. Богомолов опубликовал новое произведение – роман «В августе сорок четвертого…» (второе название – «Момент истины»).
Он посвящен работе одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. Константин Симонов считал, что «это роман не о военной контрразведке. Это роман о советской государственной и военной машине сорок четвёртого года и типичных людях того времени». Роман принес Богомолову огромную популярность; неоднократно переиздавался, вызывая неизменный читательский интерес, был дважды экранизирован, но к массовому зрителю дошёл только фильм «В августе 44-го» кинорежиссёра Михаила Пташука, поставленный в 2000 году на «Беларусьфильме».
В последние годы Богомолов работал над романом с условным названием «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»
Владимир Богомолов входил в число избранных, кто имел допуск «три К» – свободный доступ к закрытой части любых архивов.
Отказывался от любых выступлений.
Снимал свое имя в титрах кинофильмов. Богомолов всегда отказывался от всех премий и наград. В 1975 году он категорически потребовал, чтобы его имя вычеркнули из числа соискателей Госпремии СССР. В 1984 году писатель отказался получать орден Трудового Красного Знамени. А в 2001 году он не стал принимать премию Андрея Синявского «За достойное поведение в литературе».
В письме в «Новую газету» в 2001 году Богомолов так объяснял свой поступок: «Принять эту премию (Синявского), как, впрочем, и любую другую, я не могу в силу своих убеждений. Я убеждён, что литературное произведение после опубликования должно жить самостоятельно, без каких-либо подпорок и поддержек, а автор должен обходиться без каких-либо поощрений, без различных ярлыков и этикеток».
Ведущий библиотекарь
И. Д. Устьянцева