Совет пятый: ВИЗИТ К ГИПНОТИЗЕРУ
Мода на туры оздоровления в конец восьмидесятых годов прошлого века – просто сумасшедшая: огромные очереди, запись на два года вперед, цены высокие. Все словно с ума посходили! На сеансах Чумака и Кашпировского число путешественников из будущего среди сидящих в зале доходит до трети! Между тем есть недорогие индивидуальные туры в Барнаул 1905 года к гипнотизеру Льву Львовичу Оноре. Бюджетные, доступные любому человеку среднего достатка. Позволю себе несколько советов тем, кто воспользуется этим предложением.
Если вы планируете прибыть в Барнаул на собственной повозке, то лучше остановиться на постоялом дворе. Отыскать ближайший можно по вывеске и фонарям. Выбирайте место поближе к центру (и подальше от вокзала) – меньше вероятности быть ограбленным ушлыми воришками. Отыскав постоялый двор, первым делом следует правильно припарковать повозку. Её запрещено оставлять за воротами, а внутри ограды телеги и возы расставляются в определенном порядке (чтобы в случае тревоги не перегораживали друг другу проход, и легко можно было выехать друг за другом). Для лошадей существует коновязь, но лучше сразу поручить уход за животным работнику – вряд ли у вас хватит опыта сделать всё правильно самому. Курить в ограде категорически запрещено: немало пожаров произошло от спички или окурка, случайно залетевших в сухое сено.
Если вы прибудете на поезде или пароходе, советую выбрать гостиницу. Будьте готовы, что в комнате, которую вам сдадут, не будет ни электричества, ни ванной, ни туалета. В лучшем случае – керосиновая лампа и умывальник, зато здесь можно курить. Туалет ищите в укромном углу двора, там же обычно располагается и яма для мусора. Если у вас есть средства, можно питаться в ресторане, но дешевле столоваться на постоялом дворе: большинство из них имеет собственную кухню и повара.
Лечебница гипнотизера Льва Оноре располагается на северной окраине города в пустующих по случаю японской войны переселенческих бараках. Гипнотизеру сейчас около пятидесяти, родился он в семье французского пианиста и русской певицы, чин – действительный статский советник. Несмотря на то, что врачебного образования отставной ротмистр не имеет, ажиотаж вокруг методов его лечения стоит невероятный! Безо всякого телевидения он добился в стране большей известности, чем Кашпировский и Чумак вместе взятые.
– Главное, барин, – рассказывал лично мне извозчик, – вам билетик успеть получить. Очередь за ними с ночи занимают! Ровно в шесть начинается выдача билетов, бывает до ста восьмидесяти человек в день господин Оноре излечивает! После лечения не забудьте волшебные визитки получить.
Про чудодейственные визитки гипнотизера Оноре – чистая правда. Он расписывается на бумаге, заряжая её энергией, подобной тому, как в конце ХХ века Чумак заряжал банки с водой, поставленные старушками перед телевизором. Затем карточка в конверте вручается пациенту с указанием в случае возвращения болезни вынуть её из конверта и вслух прочитать подпись. Этого достаточно, чтобы человек впал в некое подобие сна и вылечился сам. Журнал «Сибирский наблюдатель» пишет: «Был случай, что один больной, получивший такую карточку, выйдя на улицу, не утерпел и, вынув из конверта ее, посмотрел и заснул стоя, собрав этим около себя любопытную толпу. Сон продолжался десять минут, по прошествии которых субъект проснулся и подвергся любопытным расспросам толпы».
Амбулатория господина Оноре расположена в бараках, где на деньги Красного креста поставлены шесть десятков грубо сколоченных кроватей с тощими соломенными матрасами. Так как на расспросы и диагнозы у гипнотизера времени совершенно нет, больные сами пишут свои диагнозы на листках бумаги и крепят эти бумажки к спинкам коек. Когда все разлягутся, в палату входит гипнотизер и, переходя от больного к больному, бесконечно повторяет:
– Спать, спать, спать
Большинство действительно засыпает. Тогда Оноре идет обратно, читает рукописные диагнозы и «приказывает» болезням отступить, а заснувшим больным – вылечиться. После чего обходит всех ещё раз, призывая проснуться. «В промежутках между переменами партий, – пишут газеты, – г. Оноре едва удается напиться чаю и пообедать».
В Барнауле он уже дал 23 тысячи сеансов, излечивая истерию, неврастению, параличи, малокровие, женские болезни и алкоголизм. 1905 год – самый бюджетный для тура оздоровления. В следующем году, в связи с окончанием войны, бараки вновь понадобятся переселенцам, и Оноре переедет со своими гипнотическими сеансами в Томск, затем в Иркутск, Красноярск, Уфу и так доберется постепенно до самой столицы, города Санкт-Петербурга, открыв лечебницу в доме №12 по улице Почтамтской. С каждым переездом перечень излечиваемых болезней будет расти – в их число войдут и «помешательство от несчастной любви», и «эротический бред», и многое другое. Газеты будут пестреть заголовками типа «Немая девочка начала говорить». При этом числится действительный статский советник будет по-прежнему чиновником Переселенческого управления. В конце концов, столичные врачи подадут на гипнотизера в суд, который – удивительное дело! – 12 ноября 1910 года Льва Львовича оправдает. Произойдёт это благодаря ловкости его адвоката Балинского, доказавшего, что амбулатория Оноре вовсе не лечебное заведение, а исцеляет он не гипнозом (что в России запрещено без диплома врача), а «внушением наяву».
И зачем вам эти Кашпировские с Чумаками?
Они помешательство от несчастной любви не лечат! Да и банку с заряженной водой таскать с собою не удобно, в отличие от визитки с чудодейственным автографом.
Игорь Маранин