От Бэнкси – до Будды
Книг о современном искусстве появилось великое множество, но одна из них «Непонятное искусство» – особенно привлекла внимание, став центром обсуждения на заседании клуба «Книжные люди».
Автор книги «Непонятное искусство» Уилл Гомперц прекрасно разбирается в этой теме. Сейчас он является редактором отдела искусств Би-Би-Си, а до этого долгое время работал в галерее Тейт, изучал богатые частные собрания, наблюдал за многомиллионными аукционами по продаже картин. Поэтому, как пишет Гомперц, «об этом мире мне кое-что известно».
Как же разобраться в современном искусстве, отличить шедевр от розыгрыша? Ведь любой неискушенный посетитель невольно растеряется при взгляде на холсты современных художников, испугается вида плавающих в формалине акул или перевернутых в беспорядке кроватей.
Отвечая на вопрос «Почему это считают искусством?», Уилл Гомперц написал веселую и познавательную книгу, охватывающую историю искусства от импрессионистов до наших дней. Сегодня уже никто не ставит под сомнение гениальность Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Фриды Кало, но так было не всегда. Автор объясняет, что и среди множества созданных в настоящее время произведений есть работы, которые будут признаны шедеврами. Необходимо понимать эволюцию искусства – от классических работ Леонардо до заформалиненных акул британского художника Дэмиена Херста. Искусство напоминает интеллектуальную игру, нужно только освоить основные правила, и непонятное сразу приобретает некий смысл.
Свой захватывающий рассказ Уилл Гомперц начал с описания провокационной выходки молодого художника Марселя Дюшана, представившего на Выставку независимых художников 1917 года арт-объект «Фонтан». Потому что, по мнению Дюшана, «искусством может быть всё, что угодно, если так считает художник». А значит, главное не материал и мастерство, а оригинальная идея. Эта мысль оказала влияние на всю историю современного искусства.
Сейчас мы восхищаемся картинами импрессионистов, а ведь в своё время это были мятежные ниспровергатели устоев, которые претерпели немало насмешек со стороны зрителей, критики и даже профессионального сообщества. Импрессионисты хотели запечатлеть мгновения современной жизни, а не писать в мастерской героические сцены времен древних греков. Гомперц приводит интересное сравнение: «Это всё равно как если бы Стивен Спилберг подрядился снимать свадебные торжества на видео». Молодые художники разрушили стены между мастерской и реальной жизнью.
Импрессионисты создали искусство нового мира, из него многое взяли Сезанн, Ван Гог, Гоген и Сёра, которые изобрели собственные узнаваемые стили, предвосхитили новые направления. А вообще все художественные течения, все «измы» сложно переплетены друг с другом. В художественной среде, как и в среде научной, утверждает Гомперц, нет людей из ниоткуда. В каждой картине, как и в научной статье, есть сноска на предыдущие открытия. Иногда это «антиссылка» – протест против метода другого художника. Но и в этом случае каждое последующее произведение – это продолжение всеобщего бесконечного полотна.
Пока ещё не существует общепринятого академического термина для обозначения искусства последних десятилетий. Как считает Гомперц, в положенное время кто-то обязательно назовёт официальный «изм». Но сам он уже придумал слово для обозначения художественных стилей напористого поколения современных художников – «предприниматизм». Богатые, знаменитые и самоуверенные, они понимают важность создания собственного бренда и саморекламы, ощущают себя центром собственной вселенной.
Искусство меняет мир, а мир меняет искусство. И художник осмысляет мир и отражает его в своих работах. Но чтобы разобраться в этом, нужно использовать новую мыслительную оптику, основы который и даёт автор книги «Непонятное искусство» Уилл Гомперц.
Олеся Воронина посоветовала посмотреть отличный документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» (2010) про стрит-арт и главную легенду современного искусства – неуловимого художника Бэнкси (Banksy). Его работы продаются на аукционах за бешеные суммы и бесплатно появляются на домах и заборах. Как и произведения Бэнкси, фильм похож на мистификацию: никому не известный парень Терри берёт камеру, становится кинодокументалистом и снимает работу уличных художников, а потом находит Бэнкси и отдаёт ему материал на монтаж фильма. Здесь есть всё, что нужно знать о современной истории граффити и жизни неформальных уличных художников.
При разговоре о современных молодых художниках вспомнили молодого российского художника-каллиграфа Покраса Лампаса. Он работает в стиле каллиграффити, переосмысливает традиции письменности и современной культуры через каллиграфию. Например, в Екатеринбурге он расписал площадь 1-й Пятилетки в виде супрематического креста, превратив общественное место в эпицентр авангарда. Покрас Лампас (настоящее имя – Арсений Пыженков) создаёт муралы в Москве, Лондоне, Берлине, Пекине и других городах мира. Основанное им направление «каллиграфутуризм» привлекает все больше последователей.
Екатерина Вешкурцева поделилась впечатлениями от книги Ксении Букши «Малевич». Сложно, но интересно было читать о том, что происходило с искусством в России начала XX века. Социальные потрясения и внутренние беспорядки, революции, войны и конфликты – всё это нашло отражение в творчестве художников-авангардистов. Произошел разрыв с традицией, когда художники придумали новаторское беспредметное искусство.
Как и многие великие, сумел расслышать голос времени Казимир Малевич. В 1913 году он сделал декорации и костюмы в духе кубофутуризма для оперы «Победа над Солнцем», написанной Михаилом Матюшиным. В конце оперы, как часть декорации в сцене победы и появился тот самый черный квадрат на белом холсте, который позднее произвел революцию в искусстве. Изобразив черный квадрат в виде отдельной картины, Малевич говорил, что на его картине «все явления мира сведены к огромному Нулю». «Черный квадрат» как символ космоса или черной дыры, которая всё засасывает в себя, это как прыжок в темноту.
Если соединить оригинальность идеи, самобытность и редкость, то становится понятнее, почему «Черный квадрат» Малевича стоит миллионы долларов. Потому что эта картина радикальным образом повлияла на всё дальнейшее изобразительное искусство. На основе документов, воспоминаний современников, сочинений Малевича в книге увлекательно описана его жизнь, этапы творчества и стиль супрематизм, который оказал мощное воздействие на современное искусство, архитектуру и дизайн.
Как сказал в одном интервью знаменитый галерист и коллекционер Марат Гельман, современное искусство недостаточно изучать, в него надо погружаться. Он советует ходить на выставки, общаться с художниками и как можно больше «смотреть искусство, чтобы появилось две радости. Первая – радость узнавания. И вторая, наоборот, радость новому – «Ух ты, я этого не знаю!»
После серьезного разговора захотелось немного развлечься и по сложившейся традиции поиграть в викторину на тему искусства «Правда ли, что…» Например, среди вопросов викторины были такие:
Правда ли, что соус – это не только подливка, но и толстый карандаш из сажи? Что император Николай I любил подрисовывать фигуры солдатиков в пейзажах? Что герцог Бэкингем (тот самый, из «Трех мушкетеров») хотел увезти из Франции не только подвески королевы Анны, но и «Джоконду» Леонардо да Винчи, а кардинал Ришелье ему помешал? Что Анри Матисс поссорился с Казимиром Малевичем из-за цвета квадрата? Что Айвазовский мог написать прекрасную картину за два часа? Что в начале XX века существовало направление «Школа мусорных вёдер»? Что художники В. Серов и К. Коровин были такими близкими друзьями, что их называли «Коров и Серовин»? и др.
На встрече «Книжных людей» мы обсудили книги и на другие темы. Например, Инга Гвоздь рассказала об автобиографической книге знаменитой сибирской сказительницы Таисии Пьянковой, которая совсем недавно была гостем нашей библиотеки, провела теплую встречу со школьниками и подарила в фонд свою уникальную книгу. «Я – дочь врага народа» рассказывает о судьбе маленькой девочки, которая во время войны попала в детский дом, претерпела многие лишения и страдания. Удивление и восхищение вызывает стойкость маленькой Таисии, не смотря ни на что сохранившей светлую душу и добрый характер. Не каждому из нас было бы под силу пройти через чудовищное детство, а потом писать чистые, красивые и светлые сказки. Характер и творчество этой необыкновенной женщины заслуживают отдельного большого разговора…
Хорошее впечатление оставил приключенческий детектив Георгия Персикова «Дело о Чертовом зеркале». В начале XX века тихий провинциальный городок потрясло громкое преступление – из местного музея похищена старинная статуэтка, а несколько часов спустя на пустыре находят убитым известного фабриканта-миллионера. Но следы преступлений ведут в Крым, где в одной из скал надежно спрятан древний артефакт невероятной разрушительной силы. Интересно изложены здесь поиски этого артефакта, и в целом сюжет сразу захватывает внимание.
Наталия Ерёменко поделилась мнением о произведении Б. Акунина «Ореховый Будда», действие которой происходит в России, сотрясаемой реформами Петра I. В повести описаны приключения девочки и принадлежащей ей священной статуэтки. По воле случая вместе с оберегающим её самураем она совершает длинное путешествие из далёкой Японии в Московию. Акунин показывает насилие и беззаконие правоохранительных органов, царившее на заре петровской эпохи. Книга читается очень легко и будет интересна всем любителям творчества Акунина.
Достойна внимания книга документальных очерков Александра Звягинцева «Роковая Фемида. Драматические судьбы российских юристов». Её герои – юристы с драматическими и интересными судьбами: Павел Добужинский, Яков Шаховской, Гаврила Державин, Александр Радищев, Михаил Сперанский, Анатолий Кони и многие другие – могут служить лучшими образцами пассионарности, потому что опережали своё время. Эту книгу можно рекомендовать для прочтения не только специалистам-правоведам и историкам, но и всем читателям, настолько интересно и живо автор описывает события далеких лет и современности.
Лидия Либединская – писательница, переводчица и мемуаристка из рода Толстых – однажды произнесла в библиотеке такие мудрые слова: «Передать энергию книжных страниц людям – наша с вами обязанность». Чтобы выполнить этот завет и советовать книги, нужно их знать и разбираться в литературе. Этому и помогают разговоры о книгах на встречах «книжных людей», которые помогают лучше ориентироваться в мире интересных книг.
Приглашаем всех любителей поговорить о книгах на очередное заседание клуба, которое состоится в конце марта. Все вопросы и регистрация по телефону 266-50-10.
Ирина Фомичева, главный библиограф
no images were found
Советуем почитать и посмотреть:
Акунин, Б. Ореховый Будда / Борис Акунин. – Москва : АСТ, 2018. – 288 с. – (История Российского государства).
Букша, К. С. Малевич / Ксения Букша. – Москва : Молодая гвардия, 2013. – 333 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей : Малая серия : сер. биогр.; вып. 54).
Выход через сувенирную лавку [Документальный фильм] : START : сайт / В главных ролях: Бэнкси, Мистер Брэйнуош, Шепард Фейри, Рис Иванс, Дебора Гетта и др. ; композитор Джофф Барроу. – URL.: https://start.ru/watch/vyhod-cherez-suvenirnuyu-lavku?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=dynami (дата обращения 3.03.2020)
Гомперц, У. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси / Уилл Гомперц ; пер. с англ. И. Литвиновой. – Москва : Синдбад, 2016. – 464 с. : ил.
Звягинцев, А. Роковая Фемида. Драматические судьбы российских юристов / Александр Звягинцев. – Москва : АСТ, 2010. – 448 с. – (Историческая библиотека).
Козлов, Г. Покушение на искусство / Г. Козлов. – Москва : СЛОВО/SLOVO, 2007. – 560 с. : ил.
Персиков, Г. Дело о Чертовой зеркале / Георгий Персиков. – Москва : АСТ, 2015. – 320 с. – (Старый добрый детектив).
Рейтерсверд, О. Импрессионисты перед публикой и критикой / О. Рейтерсверд ; пер. с швед. Ф. Шаргородской ; авт. вступительной статьи Б. Зернов. – Москва : Искусство, 1974. – 300 с. : ил.
Пьянкова, Т. Я – дочь врага народа / Таисья Пьянкова. – Новосибирск, 2015. – 80 с.