Доброе чтение с чаем полагается
Уютным и задушевным получилось очередное заседание клуба «Книжные люди». Разнообразными были темы, предложенные для обсуждения: книжные фестивали-ярмарки; редкие издания, посвященные выдающемуся российскому деятелю П. Я. Пясецкому; творчество Д. Брауна; своеобразие языка одесситов и новый фильм Тодоровского «Одесса».
До сих пор у многих свежи в памяти прошедшие книжные фестивали-ярмарки «Книжная Сибирь» и «Новая книга. Том 4». Мы делились впечатлениями от встреч с писателями и критиками, от увиденных на стендах столичных и местных издательств новинок и редких изданий.
Интересно, что победителем межрегионального конкурса «Книга года: Сибирь-Евразия-2019» стала книга П. Я. Пясецкого «Путешествие по Китаю. 1874-1875», вышедшая в издательстве «Паулсен» тиражом 500 экземпляров. Она послужила для нас поводом вспомнить имя и дела этого замечательного человека.
Павел Яковлевич Пясецкий (1843-1920) – врач по профессии, путешественник, писатель и художник по призванию. До недавнего времени он был незаслуженно забыт, но сейчас его имя вышло из забвения. Пясецкий — автор более полутора десятков акварельных панорам, самая знаменитая из которых — «Великий Сибирский путь» длиной 942 метра. Выполненная с высоким мастерством панорама будущего Транссиба показывает, как выглядела Сибирь в конце XIX века. Таежные просторы и дикие степи, горы, строящиеся поселки, вокзалы, мосты через крупные сибирские реки Тобол, Иртыш, Обь, Енисей, озеро Байкал, тоннели – все это донесла до нас быстрая кисть художника. В 1894-м он взялся за заказ железнодорожников и в специальном вагоне с надписью «Мастерская художника» несколько лет курсировал по строительству Транссиба.
Панорама «Великий Сибирский путь» имела огромный успех на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Члены жюри отметили её Большой золотой медалью, художник был награжден орденом Почетного легиона. И хотя её создание обошлось казне в 59 тысяч рублей, работа того стоила.
В музее истории Западно-Сибирской железной дороги есть необычный экспонат – интерьер купе вагона первого класса, в котором путешествовал П. Я. Пясецкий. На плазменной панели демонстрируются фрагменты его картины-панорамы. Кстати, на всеобщее обозрение фрагменты панорамы выставлялись в зале ожидания вокзала Новосибирск-Главный в 2009 году и вызвали восторг и восхищение у многих пассажиров.
Но вернемся к изданию, получившему премию фестиваля «Книжная Сибирь». Путевой дневник Павла Яковлевича относят к «географическим бестселлерам». В 1874-1875 гг. он в составе экспедиции посетил Китай. Как врач следил за здоровьем членов экспедиции, а как художник — делал зарисовки. По возвращении в Россию написал книгу «Путешествие по Китаю» и создал 72-метровую картину-панораму «От середины Китая до Западной Сибири». Значение первого путешествия и книги воспоминаний Пясецкого трудно переоценить – он нашел свое призвание и стиль повествования. Дальнейшая жизнь сложилась насыщенно и разнообразно, но всегда Пясецкий выступал как энтузиаст-просветитель, стремился донести в общественных лекциях свои впечатления от путешествий, рассказать о нравах и обычаях людей разных стран. Долго еще мы обсуждали личность этого удивительного человека, но затем обратили внимание на другие издания.
Так, мы услышали рассказ о книге «Происхождение». По мнению многих критиков, она «обязательна к прочтению» как очередной шедевр американского писателя Дэна Брауна. В детективе поднимается тема искусственного интеллекта. Главный герой пытается найти ответ на вопрос: «Откуда мы взялись и куда идем?» Ученый, футуролог, миллионер, он вкладывает деньги в развитие искусственного интеллекта. Например, когда люди приходят в музей современного искусства Гуггенхайма, они могут ходить с наушником, с помощью которого с ними общается искусственный интеллект, дающий все необходимые пояснения. Интересно описываются некоторые произведения, которые действительно находятся в музее Гуггенхайма (большая паучиха «Маман» Луиз Буржуа). Поэтому «Происхождение» интересно почитать и с искусствоведческой точки зрения тем, кто не очень понимает, что такое современное искусство. В книге это объясняется так: современное искусство – это идея, тогда как классическое искусство – мастерство написания, мастерство владения кистью, резцом и другими инструментами.
Много внимания здесь уделяется идее, согласно которой наш мир – это матрица, искусственно воссозданная виртуальная реальность. Когда в 2010 году вышел фильм «Матрица», никто не воспринимал его серьезно. А сейчас американский инженер, предприниматель и миллиардер Илон Маск выделяет большие средства для изучения этого вопроса. Автор книги предполагает, что наша планета создана сверхразумом, который нами управляет. Можно отметить, что пятая книга Дэна Брауна написана по определенной схеме. Здесь, как в «Коде Да Винчи», «Ангелах и демонах» есть загадка, преследования главного героя и т.д., но читается она очень легко, «на одном дыхании».
Совсем о другом прозвучал следующий рассказ. Мы узнали о книге «Мой одесский язык» Татьяны Соломатиной. Автобиографическая книга написана остроумно, в ней есть много интересных моментов. Город своего детства писательница описывает легко и колоритно. Но поскольку чтение книги совпало с просмотром нового фильма Валерия Тодоровского «Одесса», фильм понравился намного больше, его обязательно стоит посмотреть. Картина Тодоровского очень сентиментальная, она отчасти основана на его воспоминаниях о жизни в Одессе летом 1970 года. Особенное впечатление оставила виртуозная игра замечательных актеров: И. Розановой, Л. Ярмольника, Е. Цыганова и др. Поэтому смотрится фильм легко и увлекательно, несмотря на 2,5 часа просмотра.
Конечно, не обошлось наше чаепитие и без личных воспоминаний тех, кому посчастливилось побывать в этом городе. Чего только стоил рассказанный эпизод о кондукторше автобуса, с невероятным колоритом отчитывавшей безбилетника! Ради её речи можно было пропустить нужную остановку и проехать дальше…
Заседание прошло интересно и с пользой. Как обычно, время пролетело незаметно. Желаем всем увлекательного чтения и приглашаем на заседание клуба «Книжные люди» в конце октября!
Ирина Фомичева