Главная Новости Провожая Год собаки

Провожая Год собаки

Боже, помоги мне быть таким человеком,
каким считает меня моя собака!
Януш Леон Вишневский

Согласно восточному календарю, 4 февраля 2019 года завершается год Желтой Земляной Собаки. Легенда гласит, что Будда пригласил к себе на день рождения всех животных и подарил каждому из них один год в календаре в порядке прибытия на праздник. Собака прибежала, когда уже почти все гости собрались, она долго кашляла и не могла отдышаться, так как до этого яростно облаивала какого-то помещика, несправедливо обходившегося со своими работниками. Поэтому в Китае Собака — символ справедливости, совести, защиты и сострадания к угнетенным.

И хотя мы любим своим четвероногих любимцев независимо от календарей и дат, воспользуемся этим поводом и вспомним произведения, в которых теплым, добрым словом говорится о «братьях наших меньших».

Но сначала совершим небольшой исторический экскурс. Еще в глубокой древности собака стала другом человека. Невозможно точно сказать, когда именно началась эта дружба. В бельгийской пещере Гуайе археологи обнаружили древний череп домашней собаки, что стало доказательством того, что уже более 32 тысяч лет бок о бок с людьми живет вид семейства псовых «canis familiaris» – «собака домашняя». Прирученные псы охраняли жилье первобытного человека от диких животных и непрошенных гостей, охотились вместе с ним, помогали найти добычу и дорогу домой, предупреждали об опасности.


У воинственных кочевников скифов, носившихся по степям Северного Причерноморья в VII-III веках до нашей эры, не было ни поселений, ни домов, и собаки в качестве охраны им не требовались. Но на охоте их использовали широко. Кстати, русское слово «собака» происходит от скифского «spaka».

В древнем Египте, Эфиопии, Месопотамии, Греции верили с божественную сущность собаки. Так, в древнем Египте собака была важнейшим звеном в заупокойном культе умерших. Согласно мифологии, трехголовый пес Цербер охранял выход из подземного царства Аида, препятствуя возвращению душ умерших в царство живых. Греческую богиню Артемиду (римскую Диану) повсюду сопровождали собаки. Говорят, когда философ Сократ доказывал что-то, то клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку «большим философом». Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.

В русском фольклоре собака — всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь. И хотя она одной породы с волком, но с давних времен стала его лютым врагом, защищая-оберегая хозяйское добро. Недаром сложилась поговорка: «Собака человеку — верный друг».

За долгую жизнь рядом с человеком она успела занять прочное место и в литературе. О собаках написаны стихи, поэмы, рассказы, повести, романы, где авторы говорят о них с уважением и любовью. Они называют своих героев «друг», «дружище», «член семьи», «товарищ», «умница», «бедняга», характеризуя словами «славный», «милый», «ласковый», «преданный», «верный».

Уже в «Одиссее» Гомер отводит собаке особую роль: старый пес по кличке Аргус оказывается единственным, кто узнает своего хозяина, вернувшегося после долгих скитании. Образ собаки, олицетворяющей преданность и верность человеку, мы встретим в басне И. А. Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол», где все перечисленные в названии басни персонажи «поклялись однажды в дружбе вечной». Но когда на них напал медведь, Сокол улетел, Кошка убежала в лес, и только смелая и самоотверженная Собака кинулась защищать Человека и бросилась в схватку с медведем.

С помощью собаки писатели могли показать героя в действии. В рассказе И. С. Тургенева «Муму» единственным другом немого Герасима оказалась маленькая собачка, гибель которой стала для него сильным потрясением и повлекла за собой уход из ненавистного дома барыни. В миниатюре «Собака» писатель сделал попытку увидеть окружающий мир её глазами. По мнению Тургенева, чтобы понять собаку, нужно всего лишь взглянуть ей в глаза, светящиеся любовью к жизни.

Интересно, что в литературе сложилась традиция изображения собаки как некоего орудия судьбы, проявляющего подлинную сущность героя. В произведениях для детей таким примером является знаменитая Жучка из произведения Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

В этом же ряду стоит и знаменитый рассказ А. Куприна «Белый пудель», в котором описывается один день из жизни бродячих циркачей дедушки Мартына Лодыжкина, мальчика Сергея и пуделя Арто. Рискуя жизнью, переборов страх и отчаяние, Сережа спасает из плена своего четвероногого друга. В этом проявляются главные черты его характера: верность дружбе, готовность на подвиг ради друга, которым стала собака.

Первенство в изображении собак в художественных произведениях принадлежит А. П. Чехову. Как подсчитано, в его произведениях действуют 124 собаки! Одним из главных произведений Чехова о собачьей верности и преданности стала «Каштанка». Автор наделяет собаку способностями размышлять и переживать, раскрывая через ее восприятие события и человеческие характеры. До сих пор «Каштанка» остается одним из самых проникновенных и точных описаний собачьей психологии.

Тема взаимоотношений людей и собаки нашла отражение в творчестве Л. Андреева. В рассказе «Кусака» мы читаем о брошенной собаке, потерявшей веру в человека. Однажды от внимания и любви приехавших летом на дачу людей Кусака «расцвела всею своей собачьей душой». Но осенью она опять осталась одна. Леонид Андреев показал, что только человек может развить в собаке чувства доверия и любви, но также и разрушить все. А предательство собака запоминает на всю жизнь, и вернуть её доверие не просто. Это рассказ о человеческом равнодушии, неспособности и нежелании девочки защитить своего друга.

Конечно, нельзя обойти вниманием творчество С. Есенина, его произведения о животных, в том числе о собаках, оставляют в памяти глубокий след. В каждом из этих произведений звучит боль за судьбу «братьев наших меньших», нуждающихся в милосердии и защите. Животный мир у Есенина – часть одушевленной и разумной природы. У его зверей есть свои думы и заботы, свои горести и радости.

Никого не может оставить равнодушным «Песнь о собаке» — история собаки, потерявшей своих семерых щенят по вине человека. Никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом. Есенинская собака не просто охраняет дом, она способна на глубокие чувства, может мыслить, страдать и радоваться.

Глубоко проник в трагедию собачьей жизни Г. Н. Троепольский. Его произведение «Белый Бим Чёрное ухо» наполнено радостью и горем, счастьем и трагизмом. Хозяин охотничьего пса, уехавший на лечение, оставил Бима на попечение своей соседки. Но тот был настолько привязан к своему Ивану Ивановичу, что не смог прожить без него и одного дня. Описывая трудности, которые пришлось преодолеть бедной собаке, автор пишет о душевной глухоте, чёрствости, жестокости, неспособности к состраданию. Ведь если бы не равнодушное отношение людей, Бим был бы счастлив со своим хозяином.

Действительно, образ собаки в произведении важен, он как проверка на человеческую состоятельность. Животные обладают своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

К сожалению, сейчас многие люди ценят только то, что им выгодно, что дорого и престижно. А на улице бродят брошенные собаки, кошки. Каждому человеку надо задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни. Собака – это верный друг человека, преданный ему по самой своей сути, что особенно проникновенно можно почувствовать, читая произведения русских писателей. Каждый из них по-своему трактовал образ собаки, обращая внимание читателя на то, что в любой ситуации человек не должен забывать о «братьях наших меньших».

Таким образом, собака, вечная спутница человека, по-прежнему живет на страницах книг, будучи невинным отражением наших слабостей и горестей, и все так же дружит или враждует с литературными героями, порой столь одинокими, что даже им, выдуманным, требуется четвероногий товарищ.

Интересен и необычен рассказ Ю. Яковлева «Вдвоем с собакой». Каждая его строка звучит как призыв для того, чтобы завести собаку. По словам автора, собака помогает «разбудить в юных сердцах великое чувство доброты, любви ко всему живому» и «разобраться в людях, пусть не точно, а очень условно. Тех людей, которые смотрят на собак холодно и неодобрительно, ничем не проймешь – ни красотой, ни благородством». Очень трепетно писатель отзывается о своей собаке, немецкой овчарке, любовь к которой он пронес через всю жизнь: «Я назвал свою собаку Динго, но не в честь ее диких сородичей – австралийских собак. Я назвал ее в честь любимой книги – «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» Рувима Исаевича Фрайермана. Динго – это полное, паспортное имя. А вообще дома мою собаку зовут Доня, Донюшка. Оставшись вдвоем с ней, я разговариваю, рассуждаю. Собака, естественно, существо молчаливое. И это делает меня малословным, по возможности кратким и точным. Я пишу, а собака сидит рядом. Она как бы заглядывает в мои мысли, прислушивается к моим чувствам. А я как бы выверяю по ней мысли и чувства. Так, шагая с ней по тротуару, открываю для себя незнакомых людей. В этом нет ничего мистического. Это просто особый настрой мыслей. Тот, кто любит собак, тот сильнее любит людей».

Помимо интересных книг, посвященных собакам, на выставке из цикла «Книга + Скульптура = Искусство» представлены интересные фигурки с книгами.

Так, здесь можно видеть статуэтку «Мой питомец» («My Pet») английской фарфоровой фабрики Royal Doulton. Прелестная девочка читает книгу вместе с верным дружком. В этой работе ощущается не только мастерство, но и любовь, с которой создавалась эта изумительная модель дизайнером и художником компании Маргарет (Пегги) Дэвис.

Милая забавная статуэтка в нежных, пастельных тонах «Мальчик с щенком и книгой» произведена по уникальной технологии в Испании на знаменитой фабрике фарфоровых статуэток NAO. Добрейший сюжет: мальчик читает книгу и что-то объясняет своему маленькому питомцу.

Среди всех фигурок выделяется статуэтка «Наш новый друг» компании Creationes Nadal (коллекция «The Art of Enchantment»). Название компании дал испанский профессиональный скульптор – Дон Хосе Маркес, который посвятил его своей жене Маргарите Надал. Мальчик и девочка читают книгу на скамейке в парке со своим щенком. Статуэтка выполнена в подробных деталях из акриловой смолы, которая схожа с керамикой и фарфором по внешним данным, но в то же время обладает свойствами природного камня.

Особой теплотой проникнута фарфоровая фигурка «Девочка с собачкой» итальянского бренда Pavone. Кажется, что девочка только что научилась читать и очень хочет похвастаться перед песиком своим умением. Тот, конечно, читать не умеет, но с любопытством рассматривает картинки в книжке. А девочка рассказывает ласковому и внимательному партнеру по играм только что прочитанную сказку.

Еще одна статуэтка этой фабрики «Мама и дети», на которой мать читает со своими детками книгу, а они обнимают ее и внимательно слушают. У мальчика на коленях пригрелся щенок и тоже участвует в совместном чтении. В композицию вложен важный смысл — после чтения книги у мамы и детей обязательно найдётся интересная тема для беседы.

Если обратиться к отечественным статуэткам, то в свое время широко распространенной была «Девочка с книжкой и собакой» артели «Керамик» (Украина). Она выпускалась много лет, начиная с середины 1950-х годов. Автор этой модели – скульптор-фарфорист Оксана Леонтьевна Жникруп (1931-1993). Многие ее работы хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства и других музеях.

На выставке можно видеть шуточные статуэтки собачек с книгами. Собачки из сказки «Бобик в гостях у Барбоса» Николая Носова обладают замечательными качествами: преданностью, умением дружить и самопожертвованием. Добрые и смешные, они вызывают симпатии и улыбку. Барбос – домашняя собака, на фоне дворового пса Бобика он чувствует себя образованным, по отношению к другу ведет себя снисходительно. Фигурка отдыхающих на скамеечке неразлучных друзей напоминает нам Бобика и Барбоса, они как будто вспоминают свои приключения.

Вызывает улыбку фигурка из полистоуна «Ученый Шарик». Кажется, что этот маленький щенок решил стать ученым, а для этого решил много читать. Вот он и собрал все книги в одну огромную стопку, забрался наверх и начал учиться. Между прочим, правильно начал – с азбуки. А то, что вверх ногами книжку держит, так это не страшно: он же первый раз за нее взялся, кто-нибудь да поправит его. Вот зато когда он всю стопку прочитает, умнее него собаки в целом мире не будет!

Широко распространен в живописи сюжет, где дети читают книгу в компании собаки. Так, на знаменитой картине финского художника Альберта Эдельфельта «Добрые друзья» (1881) запечатлена трогательная сцена, где сестра художника Берта Эдельфельт читает книгу, а ее верный четвероногий друг, беспрестанно следуя за ней повсюду, с энтузиазмом увлекается тем же занятием, что и хозяйка. Теплота отношений и крепость дружбы необходима каждому. Когда есть поддержка, чувствуешь себя увереннее и устойчивее на жизненном пути.

Большой заряд теплоты и нежности несут картины английского художника-анималиста и портретиста Эдвина Джеймса Дугласа (1848-1914). В конце XIX века он был необычайно популярен, потому что сумел объединить в своих картинах традиционные симпатии британцев к качественной живописи, детям и животным. Незаурядный анималист, он не только великолепно изображал разные породы собак (колли-шелти, ньюфаундленд), но мог передавать темперамент, нрав и мимику животного. По мнению искусствоведов, его собаки «пронизаны антропоморфным качеством».

На репродукции картины Дугласа «Любимая история (сеттер-гордон и джек-рассел)» мы видим маленькую леди с книгой в окружении любимых собак. Девочка смотрит прямо на зрителя и в то же время мысли ее витают где-то далеко, она задумалась о чем-то только что прочитанном.

С большой любовью и тонким юмором передает особую идеалистическую атмосферу отношений человека и животных английский живописец Чарльз Бертон Барбер (1845-1894). Многим нравились его изящные жанровые сцены с детьми и домашними животными. В ответ на упреки некоторых критиков в слащавости, художник писал, что его картины призваны отразить красоту самого чудесного, что есть на свете – детей и животных. Всего он написал более 30 картин, на которых создал удивительно добрый мир, полный счастья.

Психологами давно замечено: в семье, где рядом с ребенком растет щенок, всегда будет больше доброты, взаимопонимания, любви. Неоценимое качество собак — преданность человеку. Добавьте к этому острое чутье, терпение, смышленость, отвагу и прочие доблести, и вы легко согласитесь, что собака — это настоящий, надежный и верный друг.

Литература воспитывает человека. Есть надежда, что люди, читающие добрые книги о животных, может быть, сами станут немного добрее, милосерднее по отношению к братьям нашим меньшим.

Завершим наш рассказ словами Юрия Энтина из стихотворения «Преданней собаки нету существа»:
Это знает всякий. Это не слова.
Преданней собаки нету существа!
Преданней собаки, ласковей собаки,
Веселей собаки — нету существа!

Приходите в библиотеку, интересные книги ждут встречи с вами!

Ирина Фомичева, гл. библиограф