У книжки — мамин голос
С ногами залезу на тёмный диван,
Зажмурю глаза, чтоб удобней мечтать, —
Мне мама сегодня волшебный роман
С цветными картинками будет читать!
Андрей Анпилов
В последнее ноябрьское воскресенье мы отмечаем Международный день матери. Этот праздник учреждён в 1998 году. Его цель — поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — матери.
Мама… Сколько о ней сказано и написано! Для любого из нас мама – самый дорогой человек на земле. Она дала нам самое ценное – жизнь, мама – первый учитель и друг, самый близкий и верный.
Первое знакомство, первые улыбки, первый шаг малыша начинаются с мамы. В домашнем воспитании ребенка первая и главная роль всегда будет принадлежать именно матери. К Международному дню матери мы подготовили выставку «У книжки – мамин голос», традиционно дополненную фигурками. Все представленные книги посвящены образу мамы в рассказах и стихотворениях. Это сборники «Образ матери в поэзии, живописи, скульптуре», «Мама, бабушка и пра», книги «Твоя мама», «О маме» с известными стихами Агнии Барто, Валентина Берестова, Елены Благининой, Эммы Мошковской и многих других авторов.
Выставка призывает присмотреться к её оформлению внимательнее…
Здесь можно видеть душевные сценки семейного чтения, как будто бы пришедшие к нам из XIX века. Фарфоровая статуэтка «Почитай мне, мамочка» («Dear Mother, Read to Me», производство Franklin Mint, США) изображает мать с ребенком на руках. Женщина, одетая в изящный ночной наряд XIX века, читает малышу книжку. Статуэтка создана по эскизу художницы Глэнис Деверикс (Glenis Devereux), чей опыт в дизайне фарфоровых статуэток из тонкого костяного фарфора привел к разработке уникальных статуэток.
Статуэтка «Сказка на ночь» («The Bedtime Story») английской фирмы Royal Doylton была спроектирована Лесли Харрадайном (Lesli Harradine) и выпускалась в период 1950-1996 гг. Мы видим милую маму в розовом платье, читающую книгу прильнувшим к ней детям.
Обращает на себя внимание утонченная испанская статуэтка из фарфора фабрики REX Valencia (Испания). Она изображает маму и девочку, обсуждающих какой-то момент истории или персонажа книги. Их доверительный разговор очень тонко передан в этой композиции, выполненной в нежных оттенках синего и голубого цветов.
Фарфоровая статуэтка «За чтением» изображает девочку, которая с помощью мамы читает книгу, вместе они внимательно смотрят на открытую страницу.
Подобный сюжет повторяется в очень популярной в свое время в нашей стране статуэтке «Первая буква» Полонского завода художественной керамики (скульптор И. А. Коломиец, 60-70-е годы XX в.).
Симпатичная сценка «На скамейке» изготовлена в мастерской майолики Натальи Павловой и Евгения Шепелёва (г. Ярославль). Это уникальное предприятие специализируется на выпуске высокохудожественных изделий из керамики. Очаровательная коллекционная фигурка изображает маму и сына (возможно, старшую сестру и брата) в парке или саду. Устроившись на скамейке возле ароматного куста сирени, они читают интересную книгу. Глядя на них, хочется точно так же взять свою любимую книгу, пойти в цветущий парк и с удовольствием почитать.
Ярко и празднично выглядит колоритная сценка «Семейное чтение» в стиле дымковской глиняной народной игрушки, выполненная мастером из Екатеринбурга Ольгой Каримовой. Дымковская игрушка – символ радости и жизненной силы, она имеет древние корни и упоминается в летописях XV-XVI веков. И, действительно, чувства радости и спокойствия от объединения семьи вокруг книги наполняет эту композицию с её удивительным ритмом в размещении фигурок.
Задача выставки-экспозиции «У книжки – мамин голос» — привлечь внимание к совместному чтению книг мамой и ребенком. То, что открывается ему со страниц книги, прочитанной в раннем детстве, становится его частью, навсегда соединяется с теплотой материнского голоса. Лучший способ вырастить человека с чутким сердцем и отзывчивой душой – стать для него читающей мамой.
Полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Как писала Марина Цветаева: «То, что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь и что не знаешь – не знаешь на всю жизнь».
Если родителям удалось заложить в душу ребенка любовь к книге – значит, они преподнесли своему ребёнку самый драгоценный в его жизни подарок, способный сделать его очень богатым. Ведь из «родника» детского чтения человек «пьёт» силу всю жизнь.
«Детским чтением для сердца и разума» назвал Николай Иванович Новиков (1744-1818) свой первый журнал для детей, издававшийся в 1785-1789 гг. Он считал, что от того, как разовьются сердце и разум ребенка, зависит вся его последующая жизнь.
Сто лет назад идею обучающей практики материнского чтения реализовал известный педагог и главный редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» Виктор Петрович Острогорский (1840–1902). Во время кризиса детского чтения и преподавания литературы в школе, который наблюдался в конце XIX века в России, он взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании.
С. Т. Аксаков в книге «Детские годы Багрова-внука» вспоминает: «Самое любимое мое дело было читать ей (матери) вслух «Россиаду» и получать от нее разные объяснения на не понимаемые мною слова и целые выражения. Я обыкновенно читал с таким горячим сочувствием, воображение мое так живо воспроизводило лица любимых моих героев: Мстиславского, князя Курбского и Палецкого, что я как будто видел и знал их давно».
Д. Н. Мамин-Сибиряк в книге «Далекое прошлое» пишет: «Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой «Фрегат «Паллада» Гончарова. Мы путешествовали вдвоём, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия. Где мы ни были, чего не испытали, и плыли всё вперёд и вперёд, окрыленные жаждой видеть новые страны, новых людей и неизвестные нам формы жизни. Встречалось, конечно, много неизвестных мест и непонятных слов; но эти подводные камни обходились при помощи словаря иностранных слов и распространенных толкований…»
В биографической повести Н. Л. Выгодской «Друзья моего детства» можно прочитать: «Наша мать очень любила читать мне и брату и приучила нас к книге в ранние годы. У моего маленького брата были излюбленные друзья – книги, герои книг и даже отдельные отрывки. Так он говорил, обычно упрашивая маму вновь и вновь почитать «Робинзона Крузо»: «За вторую главу – отдам полжизни!»
Поэт Н. К. Старшинов в книге «Заветный список» вспоминает: «В детстве мне повезло. В нашей большой семье (я был восьмым ребенком) существовало такое правило: ежедневно после ужина мать убирала стол, мы усаживались за него, и кто-то из старших братьев или сестёр полтора-два часа читал для всех стихи. К пятнадцати годам я уже довольно хорошо знал не только русскую поэзию, но и многие стихи лучших зарубежных поэтов. Многое из того, что было тогда прочитано за столом, я до сих пор люблю и помню – это на всю жизнь».
Множество подобных этим свидетельств можно прочитать в хрестоматии «Школа чтения: Опыт, теории, размышления чтения», составленной И. И. Тихомировой.
Ирина Ивановна Тихомирова – главный разработчик всероссийского проекта«Читающая мама».
По её мнению, «общие переживания и общие размышления исповедального характера – лучшие скрепы семьи. Пройдет время, ребёнок станет взрослым. Им забудутся авторы и рассказы, но чарующий голос читающей мамы останется в памяти сердца навсегда и найдет себе место рядом с совестью». И хотя сейчас существует множество альтернативных способов получения информации, на самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад. Ни компьютер, ни телевизор не заменят живое общение с книгой, которую нужно не просто прочесть, а вступить с ней в диалог.
Традиция семейного чтения по-прежнему необходима в современном обществе. Это то, от чего мы ушли, но уют домашнего семейного чтения необходимо вернуть в XXI век. Совместное чтение с детьми – это замечательная традиция и лучшее средство для общения.
Мамин голос может утешить, успокоить и приласкать ребенка. И также он способен передать все эмоции любой истории, рассказа, сказки. Он должен сопровождать ребенка всю жизнь, быть его опорой в преодолении сложных жизненных ситуаций. И бесценную помощь в этом окажут книги.
Приходите в библиотеку, интересные книги ждут встречи с вами!
Гл. библиограф Ирина Фомичева