Главная Новости Выставка-экспозиция «Аз-Бука»

Выставка-экспозиция «Аз-Бука»

Книжное чтение во вкусе есть сладко
Карион Истомин

Впереди новый учебный год и совсем скоро откроются школы. Вместе со всеми учениками сядут за парты нарядные первоклассники и откроют красочные азбуки и буквари. Азбука — первая учебная книга в жизни человека на пути к образованию и духовному развитию. Она открывает список учебных книг, с которыми он встречается на протяжении всей своей жизни. «Век живи – век учись», — так говорили в прежние времена, так говорят и в наши дни.

Азбука — основа основ языка. Вспомним известную пословицу: «Сперва Аз да Буки, а потом и науки». Так наставляли учителя своих учеников, встречая их на пороге школы и открывая перед ними первые учебники. Благодаря азбукам и букварям поколения людей осваивали грамоту и, приобретая самые необходимые навыки, переходили к постижению наук.

Русская азбука начиналась и долгое время существовала как азбука церковнославянская. Церковнославянский язык был создан учёными греками – святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Появление письменности у славян связано с принятием христианства, когда возникла необходимость в понятных славянам богослужебных текстах. Христианские проповедники Константин (в схиме Кирилл) и Мефодий родом из греческого города Салоники создали первый славянский алфавит и перевели с греческого фрагменты богослужения и Священного писания.

Предположительно в 863 году они упорядочили старославянскую письменность и с помощью новой азбуки — кириллицы (по имени Кирилла) — стали переводить греческие религиозные тексты на славянский (староболгарский). Эта деятельность привела к значительному распространению православия. К сожалению, неполны современные сведения о рукописных и старопечатных детских учебниках, дошедших до нас в очень малом числе. Во время археологических раскопок в Новгороде была обнаружена дощечка-азбука, принадлежавшая в XIII столетии мальчику Онфиму. Это ценное свидетельство начального образования в Древней Руси.

Нелегко пересчитать все азбуки и буквари, появившиеся на свет с того времени, как стало распространяться изучение церковнославянского языка. Создавший первую печатную азбуку диакон Иван Федоров стоял у истоков ручейка просвещения, из его рук в 1574 году вышел первый печатный славянский учебник для детей. «Азбука» Ивана Фёдорова построена на римской и греческой буквослагательной системе обучения, при которой сначала твёрдо заучивались изображения и названия символов, затем — слоги, и только после этого ученик приступал к чтению текстов, взятых из Библии. Тексты были не просто религиозными, но всегда — поучительными, воспитывающими. Азбука Ивана Федорова в течение более чем 100 лет служила на Руси основным начальным учебником грамоты. Её многократно перепечатывали в Остроге, Вильне, а затем уже в Москве и других городах.

От всех азбук XVII века по содержанию, внешнему виду и техническому исполнению отличался «Букварь» Кариона Истомина, напечатанный в 1694 году. Это был совершенно новый в русской педагогике вид учебного пособия — букварь с картинками, который стал открытием. Сейчас именно так делается первый учебник для детей. Букварь Кариона Истомина пользовался на Руси большой популярностью. Подробнее об увлекательной судьбе различных Азбук и Букварей, напечатанных кирилловским шрифтом за первые 125 лет существования на Руси начального учебника грамоты, можно узнать из книг Е. Л. Немировского «Азбуки Ивана Федорова, его учеников и последователей» и Л. В. Рубинштейна «Азбука едет по России».

Настоящую войну словесной красоте и словесному этикету объявил Петр I. 29 января (8 февраля) 1710 г. в России завершилась петровская реформа кириллического алфавита, продиктованная потребностями в большом количестве образованных отечественных специалистов и в доведении официальной информации до населения. Пётр I утвердил новую гражданскую азбуку и гражданский шрифт, в результате чего изменился состав алфавита и форма букв. Первой официальной русской гражданской азбукой стала «Азбука гражданская с нравоучениями», опубликованная в 1710 году. А в 1722 году азбука была напечатана в типографии в небывалом прежде количестве – 12 292 экземпляра.

Азбуку называют моделью микрокосма, потому что изучение алфавита по сюжетным картинкам помогает ребёнку построить в своём сознании целостную картину мира вещей и людей. В этот период картинка играет роль основного источника информации. Представить изучение буквы в виде интересной истории стремились многие художники.

Одной из самых замечательных книг для детей в этом направлении стала «Азбука в картинах» Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) — русского художника, историка искусства, основателя и идеолога объединения «Мир искусства». В этой книге художник выступил как автор, создатель замысла, иллюстратор и оформитель в одном лице. В богатой и красивой «Азбуке» – мир образов в тридцати с лишним «картинах», иллюстрирующих один за другим каждую букву. Он включал их в выразительную среду, окружал десятками любопытных подробностей, объединял занимательным или забавным действием. Получались «картины», которые можно бесконечно разглядывать, вживаясь в сюжет, дополняя и развивая его собственной фантазией. Например, на странице со словом «Царица» на переднем плане в полный рост изображена фигура царицы в короне, узорной шубе, роскошно расшитом платье в сопровождении бояр в высоких соболиных шапках.

Уникальная Азбука Бенуа, в которой буква и слово уступили место изобразительному искусству, снова переиздается и увлекает новые поколения маленьких читателей. Буквами из «Азбуки» Бенуа можно полюбоваться не только на выставке, но и на сайте: http://bibliotekar.ru/benua-azbuka/. Так учебная азбука обернулась увлекательной детской «книжкой-картинкой», как назвали впоследствии этот тип иллюстрированных изданий, ставший популярным в XX веке.

По художественному и техническому исполнению с изданием «Азбуки» А. Н. Бенуа может сравниться только «Азбука» Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914). Основное, что отличает творчество Бём — рисунки о детях и для детей. Закономерным было её обращение к переломной в жизни каждого ребенка книге – азбуке, которая превращает его из человека слушающего в человека читающего. Многолетний труд художницы воплотился в совершенно новое представление о книге как о комплексном произведении искусства.

«Азбука» была задумана художницей «не для обучения грамоте малышей», а как история в картинках. Открывающее издание предисловие гласит: «Разнообразные и необычайно красивые рукописные буквы из «Буквицы» времен Алексея Михайловича послужили поводом к составлению настоящей Азбуки. Это дало мысли применить и подобрать рисунки на каждую из букв, придерживаясь по возможности духа того времени, или сказочного, или народного. Текст к каждой буквице составили Е. Бём, профессор Ф. Батюшков и знаток фольклора Е. Опочинин. Заставки и виньетки в новгородском стиле к акварелям художницы исполнил Н. Иванов.

Елизавета Меркурьевна выполнила тридцать одну оригинальную композицию акварелью, которые сочетали в себе древнюю буквицу, изображение и поясняющие надписи. Изданы они были в пяти выпусках в Париже в 1913-1914 годах издателем И. Лапиным. При жизни художницы были изданы только три папки, полностью она не успела увидеть свой труд. Азбука является библиофильской редкостью, в 1920-е годы в Праге для детей иммигрантов её дважды переиздавали в виде открыток.

Сейчас она продолжает интересовать любителей русского искусства и истории. Издательство «Книга-плюс» выпустило книгу «Азбука Е. М. Бём в XXI веке», погружающее нас в мир, созданный художницей в начале XX века, и делающий его понятным современному читателю. Не нарушая замыслов художницы, издатели подвергли реставрации только изображения некоторых монет и букв со старых открыток.

Еще одной своеобразной азбукой является «Сказочная азбука» Татьяны Алексеевны Мавриной (1902-1996), которую называют вершиной творчества художницы. Азбука вводит маленького читателя в волшебный мир русской сказки, знакомит с красотой народного декоративного искусства: от лубка и изразцов — до пряничных узоров и глиняной игрушки. Поскольку ключевое слово здесь не «азбука», а «сказка», путешественников по ней должно быть двое — взрослый и ребёнок, чтобы можно было сразу поговорить о сказках, о героях, о разных стилях иллюстраций.

В каждой букве — свой маленький сказочный сюжет. Здесь всё живет, вс ё в движении: внутри одной буквы убегает от бабушки и дедушки, волка, зайца, медведя колобок и поет песню хитрой плутовке-лисе. Стоит на острове Буяне город златоглавый с чудесами, там выходят на берег тридцать три удалых богатыря, а с ними дядька Черномор. Сказку сказывает каждая буковка, нужно только прислушаться и присмотреться! Картинки полны лукавства, озорства и добросердечности, а рассмотреть их можно также на сайте: http://www.raruss.ru/russian-abc/1060-mavrina-abc.html

На полке любимых книг рядом с азбукой Т. Мавриной у многих стоит «Русская азбука в рисунках Марины Ханкововой». Современная художница М. Ю. Ханкова родилась в 1977 году. С детства она росла в атмосфере русских сказок. Из увлечённого ребёнка со временем вырос самобытный художник. Кропотливо изучив русское изобразительное искусство, она продолжила традицию первых книг для детей в стиле «мирискусников». Красочные буквы русского алфавита создавались 8 лет, в результате акварелью были написаны 66 листов.

Каждый разворот книги посвящен одной букве: левая часть – самой букве в обрамлении трав, лесных птиц, предметов быта, подобранных на нужную букву. Правая часть – одному-двум сказочным персонажам. Со страниц на нас смотрят герои русских сказок: Марья-Искусница, Царевна-Лебедь, Звездочёт, Илья Муромец и другие сказочные персонажи в окружении русской природы, с детально прорисованными костюмами и интерьерами.

Так, на странице с буквой «К» мы справа мы видим Кащея и Кикимору, а слева слова: костяника, калина, колодец, корова, кирпичи, крапива, кони, комарики, колокол, кашка, клевер, колокольчик. Интересно, что у каждой буквы свой особенный цвет, отдельно подобранный орнамент. Художница с натуры рисовала душицу, горох, калину, зверобой, кашку, виноград, тысячелистник. В свою азбуку она брала исконно русские слова, многие из которых дети сегодня не знают: «налим», «зимородок», «медуница», «недоуздок».

«Азбука», в которой отражена Душа русских сказок, предназначена для долгого рассматривания картинок ребёнка со взрослым, для беседы о родном и близком, чтобы знакомство с родными буквами проходило через погружение в родную историю, природу, сказку, традицию, словом — в Родину. Подробнее рассмотреть изумительные иллюстрации «Русской азбуки в рисунках Марины Ханковой» можно не только в книге, представленной на выставке, но также на сайте Елизаветинского храма г. Королёва.

Среди азбук особенное место занимает «Азбука» Л. Н. Толстого, которую он считал своим самым главным произведением. В письме известному русскому педагогу профессору С. А. Рачинскому Толстой писал: «Учить детей надо затем, чтобы дать им дощечку спасения из того океана невежества, в котором они плывут…»

Изданная в ноябре 1872 года «Азбука» графа Л. Н. Толстого – это комплекс учебных материалов из четырех объёмных книг. Первая включает собственно азбуку, тексты для начального чтения, а также задания по обучению счету. Последующие книги фактически являются книгами для чтения, куда входят художественные тексты и популярные рассказы по истории, физике, естествознанию, химии, зоологии.

На создание своей «Азбуки» и вышедшей в 1875 г. «Новой Азбуки» Толстой потратил 17 лет. Для учебников им было написано 629 произведений, из них 133 на естественнонаучные темы. Это своеобразная энциклопедия объясняла детям окружающий мир. Азбуки насыщены материалами из русской истории, народного быта, сказками, баснями, поговорками. Написанными для неё рассказами он создал литературу для детского чтения, которая сейчас входит во все хрестоматии и буквари: «Филипок», «Три медведя», «Акула», «Лев и собачка», «Кавказский пленник», рассказы о Бульке и др.

«Азбука» Л. Толстого, еще при жизни писателя выдержавшая свыше 30 изданий, переиздается в настоящее время. Постоянно растет интерес родителей и учителей к педагогическому наследию величайшего писателя-гуманиста. Представленная на выставке книга «Азбука Л. Н. Толстого» дает детям возможность научиться читать по высокохудожественной авторской книге.

Сейчас не поддается подсчету количество разнообразных азбук. Это азбуки С. Маршака, А. Усачёва, «Букварёнок» Г. Юдина и многие другие. Каждый может выбирать по своему вкусу и предпочтению.

Традиционно помимо книг на выставке из цикла «Книга + Скульптура = Искусство» представлены различные интересные экспонаты. Достойно украсила экспозицию икона Святых равноапостольных «учителей словенских» Кирилла и Мефодия, верующие обращаются к ним с молитвами о даровании детям ума и желания учиться, о помощи в учении.

В разделе, посвященном деятельности великого просветителя Ивана Федорова, можно видеть модель его знаменитого памятника, открытого в самом центре Москвы 12 октября 1909 году на средства, собиравшиеся по подписке в течение 39 лет. Создатель памятника — архитектор И. Машков, сам памятник Ивану Федорову изготовлен по проекту художника и скульптора С. М. Волнухина.

Особое впечатление производит настольная памятная медаль «400 лет со дня смерти Ивана Фёдорова» (ЛМД, медальер Г. А. Федорова, 1983). На аверсе — изображение первопечатника, а на реверсе – надпись «Друкарь книг пред тем невиданных» и типографский знак Ивана Федорова.

Привлекает внимание витрина со значками — старославянскими буквами алфавита, которые выполнены стилизованной вязью изображений трав, деревьев, птиц, различных животных и людей.

На выставке традиционно представлены фигурки читающих детей. Многие из них были созданы в советское время, в 1950 – 1980-е годы. Образ юных библиофилов, живущих в самой читающей стране мира, был очень популярен у советских скульпторов и художников.

Завершая наш краткий рассказ, мы можем сказать, что азбука – это дар, пришедший из глубины веков, созданный нашими предками. В ней как в капле воды отражаются культурный уровень и запросы современной эпохи. Долгий и сложный путь прошла в своем развитии эта небольшая и такая привычная для нас книга. Каждый малыш с помощью азбуки учится бережно и ответственно обращаться с русским языком, становится человеком мыслящим и грамотно говорящим, способным изучить историю и традиции родного языка для того, чтобы жить осознанно и успешно.

Приходите в библиотеку, интересные книги ждут встречи с вами!

Гл. библиограф И. Фомичева