С книгой — по дороге детства
К неделе детской книги приурочена выставка «С книгой – по дороге детства», на которой представлены разные периоды развития искусства иллюстрации книг для детей.
Увиденную и прочитанную в детстве книгу запоминают надолго. И поэтому трудно переоценить значение в ней рисунка. Красивая иллюстрация пробуждает у ребенка вкус к чтению. Как правило, его начинает занимать: что же происходит между персонажами, изображенными на картинках?
Интересная иллюстрация в русской детской книге начинается только с 70-х годов XIX века. Ей появление связано с именами двух художниц: Елизаветы Бём и Елены Поленовой. Книжки с их иллюстрациями выделялись в потоке холодных гравированных изданий, которые больше нравились взрослым, чем детям.
С наступлением XX века в книжной графике прославили свои имена художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Иван Билибин, Мстислав Добужинский, Дмитрий Митрохин. С этих художников начинается русская детская книга как явление искусства.
Самым знаменитым мирискусником, работавшим в области детской книги, был Иван Билибин. Сюжетами первых детских изданий Билибина были русские народные сказки. Каждая страница с самостоятельной целостной композицией до сих пор вызывает восхищение у взрослых и детей. Успех его графического стиля вызвал появление многочисленных подражателей, книги «под Билибина» делали Борис Зворыкин, Александр Ложкин и др.
Событием и эпохой в русской детской книге стала «Азбука» Александра Бенуа — самая праздничная, нарядная и изящная, самая «детская» русская книжка-картинка. Ощущение в ней свежести и непосредственности создавали непредсказуемые сюжеты, легкость и изящество исполнения.
Живость рисунка, совершенство продуманной композиции, яркие цвета делали книжку мирискусников истинным праздником. При этом излюбленный репертуар составляли литературная и народная сказки (Гауф, Андерсен, Пушкин и русские народные сказки).
Наверное, ни в одной стране мира судьба детской книги и её авторов не была так сложна, как в России. Отдельный период развития детской иллюстрации начался в 1920-е годы, когда идеи революционного, авангардного искусства были смело привнесены в детскую книгу. Иллюстрации для книжек заказывались лучшим художникам: Вере Ермолаевой, Владимиру Конашевичу, Владимиру Лебедеву, Алексею Пахомову и другим. Замечательные мастера создали уникальное культурное явление – массовую художественную детскую книжку-картинку.
В детской книге появляется конструктивистский стиль. Стремление художников-конструктивистов (Э. Лисицкого, А. Родченко, П. Суворова) к факту, к злободневности привело к вторжению в детскую книгу фотографии и фотомонтажа. Возник новый тип книги – производственная и идеологическая книжка-картинка («Ударная книжка»). Эти книги рассказывали о машинах, заводах, достижениях цивилизации, а также о борьбе пионера с кулаками. Прекрасные принцессы, колдуны, чудовища и феи исчезли со страниц. Их место заняли электромонтеры, водолазы, авиаторы, кавалеристы-буденовцы, марширующие пионеры.
В 50-80-е годы создавали иллюстрации для детских книг многие замечательные художники: Юрий Васнецов, Владимир Сутеев, Виктор Чижиков, Евгений Рачев, Леонид Владимирский.
В современной детской книге для художников-иллюстраторов нет никаких ограничений для фантазии. Художники могут развернуть свой стиль, свою манеру рисования максимально объемно и широко.
В современной детской книге есть место и мэтрам иллюстрации (Борис Диодоров, Виктор Пивоваров, Геннадий Спирин), и относительным новичкам (Максим Митрофанов, Антон Ломаев, Игорь Олейников). Новые поколения замечательных художников, работающих для детской книги, будут вдохновлять маленьких читателей на чтение.
Хочется, чтобы родители, выбирая книги, ориентировались не только на содержание, но и на собственный вкус, брали для чтения те книги, которые нравятся им самим. Это ведь так здорово — вместе получать удовольствие от ежедневного чтения красивой и интересной книжки!
Приходите в библиотеку, наши книги ждут встречи с вами!
Гл. библиограф И. Б. Фомичева