Главная Новости И дымом пламенной «Авроры»

И дымом пламенной «Авроры»

Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.

В.Маяковский

 


Совсем недавно исполнилось сто лет Великой Октябрьской социалистической революции. Споры об её значении не утихают и по сей день. Но сегодня разговор в нашей библиотеке шёл не о политике, а о литературе. Как же встретили Октябрьскую революцию российские писатели? В каких произведениях она отразилась и какие оценки получила? Для учащихся авиастроительного лицея мы провели литературно-исторический вояж  в годы Октябрьской революции и Гражданской войны.

Писатели того времени, как и все россияне, разбились на два непримиримых, враждебных лагеря. Были те, кто безоговорочно приняли революцию, поддержали новую власть, и,  в той или иной мере,  сотрудничали с большевиками – это поэты-символисты Брюсов, Блок, Городецкий, Белый;  футуристы Маяковский, Хлебников, Асеев;  крестьянские поэты Есенин, Клычков, Орешин;  прозаики Горький, Серафимович, Фадеев, Фурманов, Вересаев, Бабель, Эренбург, Платонов, Зощенко и др.

Однако, многие российские писатели того времени не восприняли революцию и власть Советов. Из-за разногласий с большевиками им пришлось покинуть Россию. Впоследствии этот «исход» был назван «первой волной эмиграции». Уехали Мережковский, Гиппиус, Набоков, Бунин, Зайцев, Бальмонт, Саша Чёрный, Ходасевич, Куприн, Цветаева и многие другие.  Из оставшихся – некоторые были репрессированы. Погибли в лагерях поэты Борис Корнилов, Осип Мандельштам, Павел Васильев и другие.

О них, а также о плеяде новых, молодых писателей, ворвавшихся в литературу после Гражданской войны, таких как Михаил Шолохов, Дмитрий Фурманов, и других, мы и постарались рассказать нашим гостям. Признаюсь, что это оказалось не так-то просто. Ведь для нынешнего поколения, которое не знает что такое революция, для чего она произошла, какие  цели преследовались, очень тяжело донести всю трагедию народа, по которому так лихо пронёсся бронепоезд революции. Не было побеждённых и победителей. Революция, как гигантская воронка всосала  в себя  всех – причастных и непричастных к её возникновению.  Во всяком случае, мы рассказали молодому поколению о триумфах и падениях, о литературных успехах и гонениях российских писателей и поэтов.

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни…
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!

(А.Блок «Двенадцать»)

Для более глубокого восприятия было показано много фрагментов из фильмов о революции, поставленных по мотивам произведений, таких как «Тихий Дон» М.Шолохова, «Собачье сердце» М.Булгакова, «Мать» М.Горького, «Чапаев» Д.Фурманова, «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Чевенгур»  А.Платонова, «Доктор Живаго» Б.Пастернака и др. Послушали стихи А.Блока, С.Есенина, Д.Бедного, В.Хлебникова, В.Маяковского.  Приведём здесь строки, наверное, самого популярного произведения Д. Бедного, ставшего общенародной песней, это, конечно же, «Проводы»: «Как родная мать меня провожала,  Как тут вся моя родня набежала…». Однако, не менее известна и стихотворная, пренебрежительная оценка его творчества Сергеем Есениным в стихотворении 1924 года «Стансы»: «Я вам не кенар!  Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам…»

Поговорили мы и о печальной биографии Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Совсем юная Марина Цветаева в 1908 году говорила: «Как примириться с мыслью, что революции не будет? Ведь только в ней и жизнь?.. Неужели эти улицы никогда не потеряют своего мирного вида? Неужели эти стекла не зазвенят под камнями?». Ах, если б она знала тогда, что случится с ней и со всеми её родными, когда эти стекла действительно «зазвенят», и когда уже будут бить не только стекла, а уничтожать людей, ломать человеческие судьбы!

Мы  с ребятами пришли к выводу, что многие писатели той бурной революционной эпохи были по-настоящему талантливы, любили родину, невзирая на то, какая в государстве власть,  создали значительные художественные произведения, дошедшие до наших дней. Однозначного ответа на извечный  вопрос: «Кто виноват?», который бы всё расставил по своим местам, – нет. Всё это уже – наша история, которую надо знать и относиться к ней  бережно, не впадая в крайности.

 

Начальник Отдела обслуживания

Инга Гвоздь