«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет!»
С. Я. Маршак.
Как непривычно зазвучала для детей эта фраза, что значит добрый ум и умное сердце? «Добрый ум – это когда мысли человека приносят добро, когда в голове рождаются добрые фантазии» — стали рассуждать дети. «Умное сердце – это когда нет зла, это мудрое сердце» — подхватили другие ребята. Сложно с этим не согласиться, думаю, Самуил Яковлевич это и имел в виду. Для детей Самуил Маршак хотел самого лучшего, что есть на Земле. Хотел, чтобы все дети могли учиться в школе, чтобы вырастали честными, добрыми, смелыми и просвещенными людьми. Книгу он видел главным помощником в этом деле, потому неустанно и вдохновлено писал для детей о них самих же и о том, что детей окружает.
Писать первые стихотворные строчки Маршак начал в четыре года. В одиннадцать лет, учась в гимназии, он уже переводил дневнеримского поэта Горация.
Родители будущего поэта переезжали из города в город, поскольку отец Маршака, Яков Миронович, искал лучшего применения своих сил и знаний в выбранной им профессии химика. Так семья Маршака успела пожить в Витебске, Покрове, Бахмуте, Острогожске, пока, наконец, отец семейства не устроился на хорошую работу в Петербурге. В своих стихах о детстве Самуил Маршак упоминает об этих нелегких и, тем не менее, интересных периодах его жизни. Ребята послушали одно из этих стихотворений, которое называется «Поезд».
Очень весело в дороге
Пассажиру лет семи.
Я знакомлюсь без тревоги
С неизвестными людьми.
(«Поезд» С. Я. Маршак.)
Огромное влияние на судьбу начинающего поэта Маршака оказало знакомство его с известным критиком, искусствоведом В. В. Стасовым. «Он встретил меня необыкновенно радушно и горячо, как встречал многих молодых музыкантов художников, писателей, артистов» — писал С. Маршак. Благодаря Стасову Самуил познакомился с Максимом Горьким и Фёдором Шаляпиным, они также помогали Самуилу в его литературных начинаниях. Крепкая настоящая дружба Маршака с Максимом Горьким продолжалась всю жизнь.
Талант переводчика у Самуила Яковлевича проявился в полной мере во время его совместной с супругой поездки в Англию. Маршак совершил большие пешие прогулки по провинции, познакомился с местным населением, в том числе, учителями, ребятами. Литературное творчество англичан очень заинтересовало поэта, он стал изучать их баллады, песни и делать переводы на русский язык. Эта поездка стала началом последующей огромной творческой работы Маршака в роли переводчика зарубежных поэтов и писателей, таких как, В. Шекспир, Р. Бернс, У. Блейк, У. Вордсворд, Д. Китс, Р. Киплинг, Э. Лир, А. Милн и т.д.
Сегодня ребята посмотрели сказку Алана Милна «Баллада о королевском бутерброде» в переводе Маршака. Произведение юмористическое и очень легко запоминается.
А вот путь к детскому творчеству у Самуила Яковлевича начался с печальных событий в стране. Во время первой мировой войны очень много детей оказалось беспризорными. Маршак, живший в это время в Краснодаре, организовал целый «Детский городок» с классами, мастерскими, библиотекой и театром для детей. Пьесы-сказки для спектаклей Самуил Яковлевич писал вместе с поэтессой Е. И. Васильевой-Дмитриевой.
В 1923 году появляются на свет первые стихотворные детские книги Маршака «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке» и др.
Сегодня мы с ребятами устроили увлекательное чтение произведения «Дом, который построил Джек». К чтению мы добавили движения рук, пытаясь изобразить героев сказки. Получилась довольно весёлая и интересная миниатюрная постановка.
Самуил Маршак сочинял загадки, которые наши ребята без труда разгадали, ведь они познакомились с ними ещё в детском саду. Также хорошо известны ребятам некоторые экранизированные произведения поэта: «Кошкин дом», «12 месяцев», «Вот какой рассеянный». Но большинство из тех, которые мы им показывали на встрече, они видели впервые. Это мультфильм «Почта», «Верь-не-верь», «Баллада о королевском бутерброде», «Гришкины книжки».
Самуил Маршак, понимая, как нелегко бывает детям в трудных жизненных ситуациях, хотел подарить им куколку, которая говорила бы ребёнку в нужный момент необходимые для него слова. К примеру: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник», или «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее», «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но, поскольку таких куколок нет на свете, Самуил Яковлевич советовал ребятам учиться говорить такие слова самому себе и окружающим людям. А если такие слова не находятся, то их легко можно отыскать в добрых книжках.
Многие наши ребята, к счастью, знают эти, поддерживающие хороший жизненный настрой, слова, но пока не очень умело их применяют. Желаем, чтобы к ним в руки попадали только те книги, которые будут побуждать доброе, светлое начало в их молодых, подрастающих, любознательных умах. Все эти книги можно легко найти в нашей библиотеке. Приходите, мы вас ждём!
Благодарим ребят, педагогов Образовательного комплекса «Наша Школа» и общеобразовательной школы № 199 за их активное участие в мероприятии, посвященном 130-летию со дня рождения С. Я. Маршака!
Завсектором отдела обслуживания Наталья Кресс.